Напишите мне письмо
Проект астропсихолога Воропаевой Галины и веб-дизайнера Бурцевой Ольги
Венера - Богиня любви и красоты
Отношения...
Авторские Статьи
Статьи друзей
Астромагия
Астроритуалы
Астросновидения
Астрозарисовки
Астрограни
Астрологические миниатюры
Астрокухня
Практикум
Художественная галерея
Музыкальная галерея
Библиотека
Узнай себя
(программы и тесты)
Активное воображение
Возможность применения методики активного воображения при работе с астрологическими темами.

Карл Юнг, начавший в 1916 г. применять практику, названную им активным воображением, описывает ее как "диалектическую дискуссию с бессознательным, имеющую целью достичь соглашения с ним". Под этим подразумевается, что следует активно вызывать образы, соответствующие фактам внутренней жизни. Юнговская психология исходит из того, что наша психика в целом полностью отдает себе отчет в том, что в нас происходит, и что бессознательное способно выражать это в картинах, фантазиях, настроениях, мелодиях, эмоциях, ощущениях и т.д. Однако бессознательное, конечно же, не статично, и образы его не похожи на фотографии. И даже если рассудок не вполне аи fait (в курсе. - Прим. пер.), что происходит, картинки, звуки и эмоции, спонтанно всплывающие из бессознательного, постоянно меняются; процессы столь же динамичны, как и мечтания во время мытья посуды. Чего только не случается в нашей внутренней жизни, но не следует позволять рассудку намечать линию внутренней повести. Ценно только то, что приходит на ум само по себе. И сознание должно отнестись с пристальным вниманием к тому, что появляется таким образом.

Первые шаги на пути практики активного воображения у многих вызывают испуг. Прежде всего, они не доверяют бессознательному, ошибочно считая его этаким "ящиком Пандоры". Есть люди, которые думают, что бессознательное явно опасно и надо быть сумасшедшим, чтобы иметь с ним дело. Поскольку на первой стадии знакомства с бессознательным вполне можно столкнуться с не самой симпатичной стороной самого себя, легко прийти к выводу, что от него не приходится ждать ничего хорошего. По есть и такие, для кого бессознательное олицетворяет истину в последней инстанции, так что рассудок уже ни во что не ставится. Это столь же не гармоничная ситуация, метающая развитию личности. Как бы там ни было, бессознательное совершенно не опасно и способно причинить нам вред лить в том случае, если мы боимся или не понимаем его. Проработав с активным воображением более десяти лет, я могу сказать только, что лучшего и более надежного товарища, чем ваше бессознательное, вам не найти. Однако оно ведет себя столь пугающе прямо и честно, что вам неизбежно придется столкнуться с такими вещами, которые вы пытались скрыть. Оно безжалостно указывает вам на них, но оно же и готово прийти вам на помощь.

Когда вы только начинаете практику, может дать о себе знать то, что было вытеснено вами из сознания, и появляется необходимость поговорить об этом с кем-нибудь, а то и выплакаться. Многие юнговские аналитики советуют заранее продумать, с кем можно поделиться, по телефону или лично, если мы окажемся во власти сильных эмоций. Но пусть это не обескураживает: вполне вероятно, что вы завершите сеанс активного воображения с чувством, что приземлились на ворох розовых лепестков, а вовсе не на тернии.

С чего начинать? У каждого свой способ. Но прежде всего надо позаботиться о том, чтобы никто не мог вам помешать. Убедитесь, что ваши домашние это понимают. По мнению Юнга, быть одному - важное условие этой практики. Практиковать активное воображение группой опасно тем, что мы бессознательно попытаемся сделать что-то, что должно понравиться группе или ведущему, и таким образом естественность будет утрачена. Влияние извне следует исключить. Воображение - то, чем вы занимаетесь для себя и ни для кого больше.

Оставшись наедине с собой, расслабьтесь - настолько, насколько это возможно. Это не означает, что надо непременно улечься, но ум должен находиться в состоянии покоя,- Просто остановиться ненадолго, чтобы что-то себе представить, - это несерьезно. Для того чтобы расслабиться, можно делать специальные упражнения или выполнять определенный ритуал. Некоторые держат для этой цели особую одежду, или зажигают особые ароматические палочки, или отводят для этого специальное место. Преимущество ритуала заключается в том, что после нескольких повторов он будет приводить нас именно в то состояние, которое требуется. Но вместо этого вы можете с не меньшим успехом погрузиться в ванну или же сесть за компьютер или пишущую машинку. Важно ваше отношение, а не положение.

Запаситесь ручкой и бумагой, чтобы записывать то, что будете воспринимать и переживать, - по ходу дела или сразу же по окончании. Делать записи но прошествии некоторого времени не имеет смысла, потому что сознание неизбежно вмешается и помимо нашей воли внесет свои коррективы. Чем более скорыми и "чистыми" будут ваши записи, тем лучше. Укажите дату и то время, когда вы начали ваш сеанс активного воображения.

Вы можете выбрать астрологическую тему, но не стоит сразу же представлять себе нечто астрологическое. Можно, например, начать с фрагмента сновидения, с какой-нибудь приятной картины, скажем, пляжа или лесной поляны, можно и со сцены из сказки или мифа. Конечно, вы можете просто закрыть глаза и смотреть на то, что вам явится. Я лично обнаружила, что когда я избегала астрологической формы, мой выбор очень часто в точности совпадал с текущими прогрессиями и транзитами, что обычно применимо и к снам! Естественно, практикующему астрологу интересно увидеть, какие образы могут вызывать те или иные компоненты гороскопа: будь то планеты в знаках, планеты в домах, или аспекты. Не начинайте со сложного. Очень хорошо обычно "работает" планета в знаке или доме. Выберите у себя в карте любую планету, которую хотели бы использовать для упражнения на воображение. Представьте себе ее символ и сосредоточьтесь на нем. Не делайте этого слишком интенсивно; вся "соль" в том, чтобы не включать в работу ум, к чему обычно склонны новички. Продолжайте смотреть на символ и наблюдайте за тем, какого рода образы в связи с ним возникают, какие вы слышите звуки или такие у вас появляются ощущения. Не позволяйте разуму вмешиваться в этот процесс, пусть то, что приходит, просто приходит. (Постарайтесь не заснуть по ходу этой приятной релаксации.) Время от времени вас будет смущать увиденное, но это только естественно; не слишком беспокойтесь по этому поводу, просто попытайтесь вернуться к текущей проблеме, как только поймете, что случилось.

В процессе формирования образов возможна одна из двух ситуаций. Либо появятся образы и эпизоды, в которых вы никакого участия не принимаете и наблюдаете за ними со стороны, либо вы обнаружите, что разговариваете и действуете в этих эпизодах или к вам будут обращаться принявшие тот или иной облик факторы вашего бессознательного. Отстранившись, вы рискуете лишить себе подлинного диалога с бессознательным. Конечно, вы воспринимаете язык символов, но поскольку вы не пошли на контакт во время сеанса активного воображения, его сообщение ускользнет от вас и вновь погрузится в бессознательное. В активном воображении очень важно не мешать естественному появлению образов и эпизодов и постараться установить с ними отношения, разговаривать с ними или делать что-то еще - что бы ни потребовалось по ходу взаимодействия между вами и одним или несколькими факторами вашего бессознательного. Короче говоря, вам необходимо участвовать в эпизодах и, следовательно, принимать решения, вам надо отвечать на вопросы и задавать собственные и т.д.

Заметьте: сознание включено, когда вы задаете вопросы и совершаете действия, но оно должно оставаться полностью пассивным по отношению к возникающему образному ряду. Оно вольно вести свою роль, но не имеет власти над декорациями и над тем, что делают в пьесе другие актеры. Так что погрузитесь в те картины, которые предстают вашему взору, переживайте связанные с ними эмоции и испытайте тот сильный опыт, который дает происходящее в вашем бессознательном. Все сосредоточено в участии, переживании и включении. И не пытайтесь сразу интерпретировать образы; это особенно отвлекает внимание и мешает спонтанному процессу. И если говорить о спонтанности, я должна предупредить вас, что переживаемый вами опыт может побудить вас кричать, плакать, смеяться, танцевать и т.п. Поэтому вам лучше выбрать такое место, где вы сможете дать волю этим желаниям, не будучи связанными присутствием других людей.

Давайте с вами примем участие в упражнении на активное воображение и посмотрим, что произойдет.

Показательное упражнение

Вот стенографический отчет Ати Капер, одной из моих учениц, о сеансе активного воображения, темой которого был ее Сатурн во II доме в Скорпионе.

"Я вижу черную, зловонную землю. В нее воткнут большой крест. Землю раскапывает огромный ковш. Я вижу только ковш, и он выкапывает чудовищно глубокую яму. Земля сыплется в яму. Пахнет гнилью, и дыра все увеличивается. "Что мне здесь делать?" - спрашиваю я. "Ты должна влезть в нее", - отвечает кто-то. "Ты что, серьезно?" - ужасаюсь я. "Вот именно, - слышу в ответ. - Если ты хочешь как-то продвинуться, полезай".

Я ступаю в яму. Это очень длинный и узкий ров, и я начинаю задыхаться. Что бы я ни делала, я не мог}' идти по рву. Я нервничаю. Ров прямо у меня над головой начинают засыпать, Я чувствую, как влажная, черная земля сыплется мне на голову. Мне все страшнее и страшнее. Я не могу двинуться дальше. Голос говорит: "Ты позволяешь себя разрушать, а ведь только ты и можешь помешать этому!!!" Я начинаю как сумасшедшая раскапывать землю носками ног. Очень медленно я погружаюсь в землю, и все больше земли сыплется мне на голову. Я работаю изо всех сил, копаю и копаю. Страх постепенно отпускает меня, так же как и чувство удушья. Потом с глухим стуком я проваливаюсь в пещеру. У меня над головой теперь ее огромные своды. Провала, через который я попала в пещеру, нет. Мне необходимо как следует прийти в себя, прежде чем что-то делать. Ноги у меня страшно устали, зато чувство удушья прошло, и я теперь могу нормально дышать. Некоторое время я сижу и отдыхаю. Здесь ничего себе. Даже симпатично. Само место сухое, но есть ручей, и пахнет он приятно. И есть внутреннее освещение. Я спрашиваю: "Что я должна здесь делать?" Голос говорит: "Сделай что-нибудь! Что угодно!! Неважно что, но что-нибудь делай!!" - "Да, но что?" - спрашиваю я. Я не знаю, что я должна делать, я не в состоянии ничего выбрать. Что мне решить, в конце концов? В отчаянии я начинаю плакать и кричать. Я не знаю, как поступить. О, Господи! Что мне делать? Как мне поступить?

"Делай что-нибудь, тупица! Какая разница, что ты делаешь, лишь бы делала!" Не раздумывая больше я прыгаю в воду и плыву куда-то. Приступ паники утихает, и я чувствую, как меня покрывает замечательная прохладная вода. Мне лучше, я начинаю думать о том, что плыву как рыба. Вода изумительно чистая, а пещера становится все более красочной. Я поворачиваю и замечательно плыву. Никогда в жизни я не ощущала такой свободы; это прекрасно.

Вдруг из воды вздымается огромный дракон. Это чудище хочет раскрошить меня на кусочки или растоптать насмерть. Мне страшно. Но тут я вспоминаю: "Ты позволяешь себя разрушать". И я бесстрашно смотрю дракону прямо в глаза. Тогда дракон превращается в старого индейца с красивыми голубыми глазами и замечательным лицом, покрытым морщинами. Он стоит прямо передо мной и смотрит на меня дружелюбно. Он берет меня за руку, и я выхожу из воды. Рядом с ним портрет Тутанхамона. Я обрадована, и мне хочется сказать что-нибудь этой картине. Я знаю, что картина говорить не может, но мне очень хочется к ней обратиться, Индеец ничего не говорит, только смотрит на меня и прикладывает палец к тубам. "Ну, конечно, - говорю я, - я слишком много говорю". Индеец снова прикладывает палец к губам. И мы тихо стоим рядом с Тутанхамоном.

Потом мы рука об руку поднимаемся по ступенькам. Когда мы приходим наверх, я вижу необычайно яркий свет. Ясный и чистый. Он ослепляет. Этот свет просто невозможно описать. Он наполняет вас целиком изнутри. И я вхожу в этот свет. Вокруг что-то вроде пустыни с золотым, теплым песком. Я чувствую его между пальцами ног. Ветер развевает мои волосы и мое длинное белое одеяние. . Мне хороню и тепло. Я испытываю совершенно необыкновенное чувство, описать которое не могу. Оно долго еще оставалось со мной".

Подобное упражнение на воображение невозможно анализировать в отрыве от человека, которому открылись такие образы. Его собственные переживания и ассоциации способны во многом помочь понять значение воображаемого. Этот конкретный случай мы обсудили в группе, и Ати подробно его прокомментировала- Ниже приводится запись этой части нашего практикума, из которой становится очевидно, что результаты ее упражнения являют собой нечто большее, чем вполне уместные образы земли (II дом - это дом земной стихии), разложения и силы (относящихся к знаку Скорпиона), а также большого креста (который может символизироваться как Сатурном, так и Скорпионом).

Карен: II дом - это в буквальном смысле дом terra firma, или твердой земли у нас под ногами, и в данном случае это очень четко выражено. Черная зловонная земля может указывать на тему Скорпиона, но в равной мере и на те проявления Сатурна, что связаны со страхом. И большой крест как бы подтверждает это. Сатурн часто изображают в виде скелета с косой, символизирующего смерть, и крест может быть еще одной аналогией. Но если бы у Ати с крестом было связано что-то личное, это существенно изменило бы дело. Ати, у тебя не было переживания, в котором какую-то роль играл крест?
Ати: Пет, точно нет.
Карен: А когда я произношу слово "крест", что первым приходит тебе в голову?
Ати: (сразу) Смерть. Я видела его раньше во сне, и там я перелетела через него.
Карен: Ковш, копающий сам но себе, это весьма сюрреалистический образ.
Ати: (с содроганием) Да. И еще эта зловонная земля - у меня просто мурашки по телу пробежали. И было очень темно, сыро, туманно, неприветливо. Я чувствовала себя отвратительно.
Карен: Ты пишешь, что голос велел тебе забраться в эту землю. Как он звучал?
Ати: Это был глубокий и глухой голос. И очень звучный. Звучный, глухой и глубокий. Он наполнил все пространство, мне некуда было от него деться. Я вынуждена была забраться в яму.
Карен: Значит, он был очень волевым?
Ати: Да, очень волевым.
Карен: Что-нибудь связано у тебя с этим голосом?
Ати: Нет, абсолютно ничего.
Катрен: То есть это был голос ниоткуда.
Aти: Это явно было нечто вроде призрака. Я вздрагивала, когда оно начинало говорить.
Карен: В такие моменты тебе требовалось проявить настоящую смелость, чтобы продолжать упражнение. Но то, что ты переживала эти эмоции, - очень хороший знак. Люди, у которых сны, фантазии, все, что они мысленно себе представляют, не вызывают никаких эмоций - а это означает, что продукты их бессознательного вялы и неинтересны - находятся в серьезной опасности. Но если кто-то не рассказывает о своих чувствах, это не значит, что они отсутствуют. Может быть, человек сдерживает свои эмоции, рассказывая о том, что пережил, или усваивая это переживание. То, что человек напуган во время сеанса активного воображения и чувствует мороз по коже или, наоборот, он ощущает радость, само по себе служит хорошим признаком полноценного участия бессознательного в процессе индивидуации. Как бы то ни было, ты ступила в яму, которая представляется очень узким проходом. Эта тема часто повторяется в снах и визуализациях, и напоминает мне о туннеле, который видели люди, находившиеся в состоянии клинической смерти. Он встречается и в волшебных сказках. Ты все время повторяешь: "Я задыхалась". Это одна из форм подавленности, характерная для Сатурна.
Ати: Я действительно очень испугалась, особенно когда мне показалось, что надо мной засыпают ров. На меня сыпали песок, и он падал мне на голову с глухим звуком через равные промежутки времени; в этом был ритм.
Карем: Вроде дроби дождевых капель?
Ати: Точно.
Карен: Голос, сказавший: "Ты позволяешь себя разрушать, а ведь только ты можешь помешать этому", относится, по-моему, не столько к ситуации, сколько к подходу к жизни. Ты сознательно влезала в "яму с проблемами" и могла выбирать одно из двух: либо работать по собственной программе, чтобы как-то справиться с ситуацией, либо позволить похоронить себя заживо. Но если ты выбрала это последнее, то в повседневной жизни после визуализации тебе бы постоянно приходилось убеждаться в том, что ты позволяешь себя разрушать. Конечно, ты могла снова вытеснить это знание, но лишь после того, как оно было предложено твоему вниманию. Возможно, ты позволяешь себя разрушать из страха потерять твердую почву под ногами (II дом!).
Ати: Пожалуй, я согласна с этим.
Карен: В каком знаке у тебя Солнце?
Ати: В Рыбах.
Карен: Дальше ты пишешь, что начала как сумасшедшая раскапывать землю носками ног.
Ати: Да, потому что руками я ничего сделать не могла. Я была так стиснута, что свободными оставались только большие пальцы ног. Но я считала, что надо что-то делать. И как я ни старалась, я могла шевелить только ими.
Из группы: Это напоминает о прохождении плода по родовым путям во время родов: влагалище так туго сжимает все тело, что ни одна мышца не в состоянии пошевелиться.
Карен: Возможно, но в данном случае подчеркивается именно движение больших пальцев ног. Они очень важны. Они необходимы нам для того, чтобы сохранять равновесие, когда мы стоим или ходим. Таким образом, они могут символизировать некоторые средства поддержания равновесия. Но они могут иметь и особое, личное значение для человека. Ати, не связано ли в твоей жизни что-нибудь особенное со ступнями или большими пальцами ног?
Ати:Я перенесла операцию на ступне, на большом пальце. И со ступнями связано у меня очень много снов и опытов активного воображения. Вот уже год как в снах об одной женщине я вижу, что ступни мои прочно стоят на земле, и мне кажется, что только в этом году я поняла, какое это удовольствие ходить босиком по земле - по песку и чувствовать, как он струится между пальцами. Изумительно!
Карен: Это, конечно же, означает, что речь идет о чрезвычайно важном для тебя лично символе. Возможно, тот факт, что ты так долго была сознательно сосредоточена на своих ступнях - в позитивном смысле, а также тот факт, что твои ступни "утяжелил" опыт перенесенной операции, вместе способствовали появлению этого образа - тебя, разгребающей ногами землю. Стало быть, для тебя этот образ означает совсем не то, что для нас, так как у нас подобного опыта не было. Как ты перенесла операцию?
Ати: Не то чтобы плохо, но поимела массу ощущений, связанных со ступнями. Я люблю, когда их массируют. Я тогда полностью расслабляюсь.
Из группы: За ступни отвечает знак Рыб!
Карен: Значит, ступни связаны для тебя с состоянием покоя и умиротворения? И, возможно, с ощущением целостности?
Ати:Да. Я вдруг чувствую, как начиная со ступней меня наполняет покой.
Карен: И эмоциональный покой тоже?
Ати: Да.
Карен: Тогда то, что ты копаешь большими пальцами ног означает, что ты докапываешься до своих истинных ощущений. Но ты человек эмоциональный. Стало быть, увиденное может указывать на определенные трудности в общении с внешним миром и на то, что прежде, чем идти на такой контакт, ты хочешь обрести твердую почву под ногами. Но в погоне за этим ты рискуешь оказаться "похороненной". Как бы то ни было, ты начала копать - как все происходило?
Ати: Было удушливо-темно. Я чувствовала только, что проваливаюсь, копая большими пальцами ног.
Карен: И все же ты пишешь, что страх понемногу уменьшается. А потом ты падаешь в пещеру. Обычно пещера символизирует бессознательное в целом, а также материнские объятия, но в твоем случае это может означать нечто совсем другое. У тебя были какие-нибудь сильные впечатления, связанные с пещерами?
Ати: Нет. Но в некотором отношении они мне неприятны: влажные и холодные. Я очень люблю воду, но не люблю сырых стен. А пещера в моем воображении была совсем другой - сухой и очень приятной.
Карен: Ты пишешь, что отверстие, сквозь которое ты провалилась, снова закрылось.
Ати: Да, я не видела больше того места. И я была совершенно без сил.
Карен: Во время визуализаций, которые переживаются как реальные события, такую усталость можно почувствовать физически.
Ати: Это правда. Я чувствовала физическое истощение.
Карен: Ну вот, произведя раскопки, ты попала в такое место, где почувствовала себя хорошо, которое так или иначе защищало тебя и ограждало, - в пещеру. Но ты еще не достигла цели. Тебе необходимо что-то сделать, и ты не знаешь что. При том. что бессознательное ведет себя подобно сказке, и его "сюжет" принимает самые неожиданные повороты, нет смысла пытаться разумно оценить ситуацию. Просто непонятно, что произойдет в следующее мгновение. И все же теперь ты оказываешься в ситуации, когда надо выбирать, и ты говоришь, что сделать выбор не в состоянии.
Ати: У меня Асцендент в Весах... и я впала в панику. Все бы ничего, но я не могла понять, что я должна там делать. А голос был таким резким: "Делай что-нибудь!" Господи, что же выбрать?... Но мне хотелось совладать со своим Сатурном, и я подумала: "Ну, что же, надо слушаться".
Карем: Потом ты попала в безвыходное положение и стала кричать и плакать. Это характерно для сатурнианских ситуаций, в которые многие люди попадают в повседневной жизни. Им надо делать выбор, но ситуация, в которую они попадают, сбивает их с толку, и они не видят выхода. Негативная реакция на это - сидеть и плакать от страха и беспомощности. Если сдаться и повести себя таким образом во время упражнения но активному воображению, то остается меньше шансов преодолеть свою негативную реакцию в обычной жизни. Но сам же Сатурн и подталкивает тебя к новым действиям! Цель его - не подвергать людей пыткам, а помогать им преодолевать барьеры. Он представляет, как обычно, тот болезненный опыт, на котором мы учимся. А потом ты в твоем воображении прыгаешь в воду. Вода представляет твою сознательную деятельность. Это то, чему ты по-прежнему больше всего доверяешь.
Ати: (недоверчиво смеется).
Карен: Но ты же сама пишешь: "Не раздумывая больше (Воздух) я прыгаю в воду (Вода) и плыву куда-то".

Воздух представляет деятельность твоего бессознательного, и поскольку ты не задействуешь его с помощью размышлений, оно в данный момент тебя не тормозит. И тут появляется дракон. Мне самой приходилось переживать в воображении подобный эпизод: плыть по подземному озеру в пещере и сталкиваться с драконом, вздымающемся из воды. Такое событие часто в той или иной форме встречается в волшебных сказках. Но вернемся к твоему упражнению. Твой дракон собирается тебя уничтожить. Сначала ты протискивалась по узкому проходу, а теперь попала еще в одну тяжелую ситуацию. Сатурн по-прежнему за работой. Но ты прекрасно справилась, Обычно дракон является материнским символом, и, как правило, он представляется нам в этом качестве, отождествляемый с матерью в архетипическом смысле. Но он может и означать разрушительный характер бессознательного как такового и, значит, быть любого пола. Здесь, как мы видим, благодаря твоему подходу к происходящему, дракон превращается в мужчину, в старого индейца, стоящего у портрета Тутанхамона. Ни индеец, ни Тутанхамон к Западной цивилизации не относятся, и часто бессознательное использует подобные символы с целью создать определенную дистанцию. Тут включаются мужские роли - старый индеец и Тутанхамон, египетский фараон, умерший в возрасте 18 лет. Очень старый человек и очень молодой оба принимают участие в этой пьесе, но на расстоянии, сдержанно. Это может означать, что анимус еще не развился настолько, насколько это требуется женской психике, и, стало быть, возможности для твоего развития еще должным образом не реализованы. Но прежде чем делать выводы, надо рассмотреть личностные символы. О чем говорит тебе этот индеец? Что ты с ним связываешь?


Ати: Мудрость.
Карен: Значит, для тебя индеец служит символом Старого Мудреца?
Ати: (искренне) Да.
Корен: А Тутанхамон?
Ати: Он красивый. Правда красивый. Очень красивый.
Карен: То есть ты видишь одновременно мудрость и красоту в облике индейца и Тутанхамона. Но индеец был живым, а Тутанхамон нарисованным. Старый Мудрец взял тебя за руку. Вот в чем великолепие Сатурна: преподав болезненные уроки, он протягивает тебе руку, помогает тебе и даже ободряет. Что это была за рука?
Ати: Изумительная гладкая, теплая рука. Рабочая рука, но изумительная. (В полном восторге.) Это было так чудесно. Сначала такая жуть с этим драконом, а потом невероятно обыденно. Такое не придумаешь.
Карен: Индеец молчал и несколько раз приложил палец к губам. Ты на это ответила: "Я слишком много говорю". Это могло указывать на твою бессознательную стихию, Воздух, и повседневной жизни; но транзитный Сатурн идет сейчас по твоему III дому и на этом этапе твоей жизни дает тебе понять, что слово - серебро, а молчание - золото.
Ати: (смеется) Да, когда случалось что -то такое, что затрагивало меня эмоционально, мне надо было говорить и говорить об этом.
Карен: Вслед за этим ты описываешь ослепительный свет. Твое описание очень напоминает тот луч белого света, который видели люди в состоянии клинической смерти; те, кто выходили из тела во время медитаций, тоже иногда упоминают такой свет. И картина становится все красивее. Ты даже испытываешь очень сильное и теплое чувство - и это во время упражнения, начавшегося в таком мраке и сосредоточенного на Сатурне, планете, которую мы называем холодной и бесчувственной. Итак, тут Сатурн поворачивается неожиданной своей стороной: он может задать вам тяжелую работу, но в конце вас ждут свет и тепло, которыми вы будете наслаждаться - до тех пор, пока Сатурн снова не заставит вас работать!
Ати: Это чудесное чувство осталось со мной. Когда я после упражнения спустилась к своим домашним, муж и дети страшно удивились: "Что ты там делала? Ты такая счастливая!"
Карен: Теперь, после этой визуализации, ты поймешь, что в любой разрушительной для тебя (в метафорическом смысле) ситуации ты разрушаешь себя сама, и ты поймешь, что можешь самостоятельно этого избежать. Более того, то теплое чувство может вернуться в качестве своеобразной поддержки или помощи".

Еще об активном воображении

Не исключено, что когда вы обратите свой мысленный взор внутрь и, ничего не придумывая заранее, станете ждать, что будет, не произойдет абсолютно ничего. lie разочаровывайтесь и не беспокойтесь. Иногда первые несколько попыток оказываются неудачными, а бывает, что все идет блестяще с самого начала. Возможно, вы слишком нетерпеливы и невольно пытаетесь ускорить события. Это характерно для тех, кто стремится все контролировать. Вам следует привыкнуть к тому, что все должно происходить само по себе.

Возможно, что, предприняв несколько попыток, вы все еще ничего не будете видеть. Ничего страшного, никаких правил относительно того, как должен проходить сеанс активного воображения, не существует. Попробуйте автоматическое рисование, танец или еще какую-нибудь форму свободного самовыражения. Может быть, что-то из этого больше подойдет для вашей психики, но в равной степени вероятно, что через некоторое время вы начнете видеть образы, с которыми сможете установить контакт. Я могу только посоветовать расслабиться, выбрать свой собственный ритуал и ждать, что произойдет. Предположим, танец стимулирует ваше воображение, - что ж, закончив, запишите, какие шаги и фигуры вы исполняли в танце. Они, безусловно, исполнены для вас символического смысла, и вполне возможно, что с течением времени вы их по-настоящему расшифруете.

В отдельных случаях людям по-прежнему сопутствует неудача. Иногда виной тому жесткая блокировка, но это не всегда так. Не исключено, что тема, которую вы выбрали для активного воображения, станет доминировать в ваших снах в последующие ночи.

Может статься, что образы, всплывающие из вашего бессознательного, настолько банальны, что вы их не запоминаете. А если они запоминаются чуть лучше, вы можете спросить себя, не ваши ли это обычные фантазии. Это довольно распространенные реакции. Но мы должны уяснить одно: бессознательное способно великолепно проявляться в самых обыкновенных вещах, в те моменты, когда никакие фантазии вас не занимают. Конечно, к вам очень часто будут приходить и такие мысли и образы, о которых вы скажете: "Такое мне в жизни не придумать!"

Из примера с Сатурном в Скорпионе во II доме мы видели, что возникающие образы напоминают фантазии и сны. Нa протяжении этого сеанса появлялись символы и люди, а также бестелесный голос. Хотя женщина, выполнявшая упражнение, и не видела никого, кому бы мог принадлежать голос, она с ним разговаривала. В связи с этим можно сделать несколько важных предположений.

Прежде всего, полезно установить контакт с теми персонажами, которые появляются из вашего бессознательного. Надо разговаривать с ними и относиться к ним дружески и вежливо. Однако есть вероятность, что вам встретятся те элементы, которые сознательно вы отрицали, и они станут вести себя вызывающе. Иногда они подолгу не отвечают (возможно, на протяжении целой серии упражнений на активное воображение). Но дружеское, вежливое отношение и, помимо прочего, признание постепенно приведут к желаемому контакту.

Может раз за разом случаться так, что когда вы активно стремитесь к контакту, персонифицированный фактор вашего бессознательного расплывается и приближается к вам снова или становится видимым только в том. случае, если вы ничего не предпринимаете и ведете себя спокойно. Обычно это происходит с людьми, склонными торопить события. Бессознательное словно убеждает их изменить поведение. Установив контакт с архетипами вашего бессознательного, дайте им высказаться! Позвольте им говорить свободно, даже если слушать их окажется не слишком приятно. Принимайте их всерьез, пусть даже вы и не обязаны глотать все, что вам преподносят. Решите для себя, почему вы не согласны с ними по некоторым пунктам. Объяснения, которые придут вам в голову, позволят вам глубже проникнуть в то, что относится к факторам вашего бессознательного и их воздействию на ваш рассудок.

Будьте абсолютно честны по отношению к содержанию вашего бессознательного, оно, со своей стороны, будет пугающе откровенно с вами! Если вам достанет смелости высказать бессознательному свои чувства, оно открыто откликнется на такой подход. Если какой-нибудь архетип пугает вас, скажите ему об этом. Просто произнесите: "Ты меня пугаешь..." Вы всегда можете спросить, откуда появилась та или иная сущность, каковы ее намерения и т.д. Только не позволяйте себе впадать в панику, это вас парализует. Легкая паника или краткий приступ страха, возможные во время упражнения по активному воображению, не вызовут проблем. Если же вы чувствуете, что вот-вот потеряете голову от страха, напомните себе, что эта внутренняя личность или картина являются частью вас самих. Вы всегда можете спросить его или ее о чем-нибудь, и во многих случаях этого окажется достаточно для того, чтобы взять себя в руки. Вопросы типа: "Какую часть моего существа ты представляешь?" или "Почему ты сообщаешь мне это чувство?" обычно восстанавливают контакт, и чувство паники исчезает. Тем не менее может случиться и так, что один из этих внутренних архетипов напрочь отказывается говорить или же начинает нести тарабарщину, из которой ничего не понять. Если дело обстоит так, прикиньте в соответствии с вашими склонностями, что еще может сработать для налаживания контакта. Скажем, спойте этой сущности песенку, подарите ей что-нибудь, дотроньтесь до нее, накиньте на нее что-нибудь из одежды, предложите ей еду, начните ее рисовать, - главное, делайте что-нибудь. Вы заметите, как мало-помалу дело начинает меняться. Но что бы вы ни делали, всегда демонстрируйте уважение по отношению к сущности, которая о себе заявляет.

Наше сознание многого не знает о бессознательном. С одной стороны, когда мы принимаем в расчет бессознательное, мы принимаем гораздо более взвешенные решения. С другой стороны, Юнг достаточно категорично заявил, что и бессознательному есть чему поучиться у сознания и у наших осознанных отношений. Поэтому не давайте заморочить себе голову, когда какой-нибудь из персонажей вашего бессознательного вдруг заявляет вам во время сеанса активного воображения: "Убирайся, знать тебя не желаю..." Во время упражнения вы с бессознательным должны быть на равных, как неоднократно говорил Юнг. Поэтому для нас очень важно, чтобы эго было более или менее прочным, способным не дать себя сломить или увлечь помимо воли, но и достаточно гибким для того, чтобы освободить немного места для бессознательного.

Еще один важный момент заключается в том, что мы должны полностью принять на себя ответственность за то, что случается в нашем активном воображении. Если оно дает вам возможность лучше понять какую-то личную проблему, но вы в повседневной жизни пытаетесь продолжать играть с ним в прятки, это равносильно новому вытеснению. В подобном случае бессознательное способно выдать вам парочку неприятных сюрпризов. Оно готово вам помочь, но не готово быть игрушкой для сознания, предпочитающего кое-чего не замечать, Тем не менее, как я уже писала, вам нет нужды принимать на веру все, что исходит от бессознательного. Необязательно верить ему слепо. Все взвесить, сопоставить и принять решение - дело вашего сознания. Вы сами должны решить, к какому совету или чувству есть смысл прислушаться, а к какому запросу отнестись с осторожностью. Если вы общаетесь со своим бессознательным честно, никаких негативных последствий не будет. И вполне вероятно, что во время следующих упражнений те же архетипы с вами договорятся.

Сеансы активного воображения могут за короткий срок очень измениться. Но скорее всего, в течение какого-то времени в них будет появляться один и тот же архетип или персонаж. Довольно часто у людей складывается их собственная волшебная сказка или миф, в которых могут происходить самые невероятные вещи. Некоторые серии визуализации представляют собой целые романы, готовьте к публикации. Однако следует сказать, что бессознательное не считает себя связанным никакой этикой или моралью, и его содержимое откровенно и весьма приземленно. В результате в процессе ваших визуализаций могут происходить очень иррациональные и безнравственные вещи. Не пытайтесь подавлять их, они на своем месте, и им есть что вам сказать. Тут весомый вклад может внести ваше сознание. Поделившись с бессознательным вашим взглядом на вещи, вы можете дать ему понять, что такое этика и мораль. Бессознательное озабочено лишь тем, что оптимально для вашего развития, и ему не важно, чем это обернется для тех, кто вас окружает. Связь между желаниями бессознательного и ценностями внешнего мира осуществляет ваш сознательный разум. Вы как бы идете по проволоке между этими конфликтующими факторами, и вам надо достичь равновесия с вашим сознанием. Разговаривая с возникающими из бессознательного персонажами, вы зачастую можете помочь им обрести более широкий взгляд на вещи. Но если вы станете бездумно следовать приказам вашего бессознательного, вам, возможно, придется столкнуться с серьезнейшими трудностями в обществе.

Иногда наши внутренние факторы принимают облик людей, которых мы знаем, На самом деле подобные образы не имеют ничего общего с теми людьми, но являются не чем иным, как частью нас самих. Опасность, однако, заключается в том, что, не понимая этого, мы будем приписывать тем людям целый ряд вещей, которые им не свойственны. Поэтому я бы посоветовала попросить сущность принять другой облик. Во многих случаях уловка удается. Но тогда появляются другие формы. Ваша Тень может предстать перед вами в человеческом облике, но также и в облике животного (возможно, раненого), неухоженного ребенка, или еще чего-то, требующего вашей заботы и внимания. (Тень обычно является вам как представитель вашего пола.) Животное, в виде которого предстает Тень, может быть вам знакомо - скажем, это окажется собака, которая у вас когда-то была. А ребенок может напомнить вам одного из ваших детей или соседских. И опять-таки, они изображают то, что есть в вас самих, и каждый из них расскажет вам нечто о вашем бессознательном. Активное воображение применяется на различных уровнях, простейший из которых можно обобщенно охарактеризовать как выгодную сделку, а более конкретно как "попытку достичь компромисса с факторами, возникающими из бессознательного человека, и договориться с ними с целью облачения определенных проблем или симптомов". Хотя это и приносит временное облегчение, надолго его не хватает. Более основательным является тип активного воображения, когда вы стараетесь изолировать один из комплексов или форм поведения (в чем может помочь расположение планет) и попытаетесь понять и интегрировать его. Этот процесс требует времени и не дает быстрых результатов, хотя одно-два небольших чуда мне известны. Красота этого более медленного процесса состоит в том, что любой из ваших сеансов активного воображения дает вам возможность подружиться с теми персонажами, с которыми вы поначалу скрещивали шпаги.

Если вы пытаетесь использовать активное воображение неправильно, делая его орудием своего эго - например, для приобретения паранормальных способностей или для укрепления других возможностей своего эго, то рано или поздно бессознательное обратится против вас. Неявная помощь со стороны XII дома сменится хаосом и разрушением! Это не означает, что активное воображение исключает космические ощущения, напротив, бывают моменты, когда все сливается в одно и па краткий миг вы испытываете непередаваемое ощущение какого-то небывалого покоя и равновесия. В такие моменты вы очень близки к Дао, глубочайшей части Колодца в И Цзин. Подобные ощущения могут надолго остаться с вами и вдохновлять вас во всех сферах вашей жизни.

Из книги Карен Хамакер-Зондаг "Двенадцатый дом"
Иллюстрация к статье:
Mr_Kagaya "Phoenix-Eternal Wings"
Посмотреть работы художников можно в галерее


Copyright © Astroviolet     Астропсихолог Воропаева Галина
Все права защищены     Дизайн и верстка Бурцева Ольга
****************************************************
(вопросы и предложения веб-мастеру присылайте на hel11@rambler.ru)

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru LightRay