Архетип Афродиты управляет способностью женщины наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. Соприкосновение со сферой любви приводит в действие могущественные силы у многих женщин. Будучи истинно женской силой, Афродита может быть столь же требовательной, как Гера и Деметра (два других сильных инстинктивных архетипа). Афродита побуждает женщин осуществлять и творческую, и порождающую функции. Любовница Каждая женщина, влюбленная в человека, отвечающего ей взаимностью, становится в этот момент персонификацией Афродиты. Временно преображенная из обычной смертной в богиню любви, она ощущает себя привлекательной и чувственной архетипической любовницей. Если Афродита – главный архетип в женской личности, то женщина влюбляется часто и легко. У нее есть “это”, то, чем была знаменита звезда немого кино Клара Боу, – сексуальный призыв. Она обладает личным магнетизмом, который притягивает других в эротически заряженное поле, усиливающее половой настрой сознания. “Напряжение” возрастает, и оба ощущают себя привлекательными и трепещущими, поскольку их влечет друг к другу. Когда чувственность и сексуальность в женщинах обесцениваются – как в иудаизме, христианстве, мусульманстве и других патриархальных культурах, – женщина, воплощающая Афродиту-любовницу, рассматривается как искусительница или блудница. Этот архетип, когда он ярко выражен, может привести женщину к противоречию с нормами морали. Женщины-Афродиты могут быть изгнаны из общества. Так, общественное мнение осудило актрису Ингрид Бергман за ее бурный роман и последующее замужество с итальянским продюсером Роберто Росселлини, и она была вынуждена жить в изгнании. В библейские времена таких женщин забрасывали камнями; и в современных исламских странах смерть все еще является для них расплатой. Состояние влюбленности
Двое влюбленных видят друг друга в особом, возвышающем, “золотистом” свете Афродиты, привлекающем их своей красотой. Энергетическое поле между ними становится эмоционально заряженным, генерируется эротическое “электричество”, которое, в свою очередь, Когда женщина влюбляется в того, кто не отвечает ей взаимностью, она становится одержимой страстным неутоленным желанием. Пробуждение Афродиты
В точном соответствии двум мифическим версиям рождения Афродиты существует два способа возникновения этого архетипа в сознании. Первый – яркая инициация, когда Афродита возникает внезапно, полностью расцветшая и внушающая благоговейный страх, как нечто реальное и управляющее из глубин бессознательного. Когда сексуальность ощущается как инстинктивный отклик, без любви или хотя бы симпатии к пробуждающему ее мужчине, то такая сексуальность, отсеченная от эмоциональной близости, метафорически подобна версии Гесиода о рождении Афродиты из пены морской. На психотерапевтических сеансах многие женщины рассказывают об ошеломляющем, сокрушительном ударе неожиданного первого сексуального отклика: Однажды ощутив власть Афродиты, многие молодые женщины обнаруживают, что их тянет к половой близости. После первого опыта такая женщина знает, что ее тянет к половой близости принудительное желание повторить переживание, что стоит ее телу пробудиться – и ее внимание эротически направляется к мужчине. Тогда она хочет слиться с ним, хочет быть унесенной страстью к оргазмическому освобождению, через гребень высокого полового напряжения к разрядке, где индивидуальность погружается в трансперсональное оргазмическое переживание. Второй способ, благодаря которому задействуется архетип, заключается в близких отношениях. Его можно сравнить с версией Гомера об обычном рождении Афродиты и последующем развитии как дочери Зевса и морской нимфы Дионы. Рост доверия и любви, постепенное уменьшение скованности предшествует возникновению, или “рождению”, Афродиты, возвещенному первым оргазмом во время физической близости и новым желанием ее. Одна замужняя женщина, которая имела несколько любовников до замужества и два года брака до того, как стала испытывать оргазм, говорила с изумлением: “Это происходит так, как будто мое тело теперь знает как”. Инстинкт продолжения рода
Афродита представляет побуждение, обеспечивающее продолжение человеческого рода. Как архетип, связанный с половым побуждением и силой страсти, Афродита может превратить женщину в “сосуд порождающий”, если та не применяет противозачаточных средств. В отличие от женщины-Деметры, вступающей в близкие отношения ради желания иметь ребенка, женщина, находящаяся под влиянием Афродиты, имеет ребенка потому, что испытывает страсть к мужчине или желание сексуального либо романтического переживания. Афродита нашептывает не использовать противозачаточные средства, потому что это может уменьшить страсть в данный момент или сделать первую половую близость “заранее спланированной”. Погружение в архетип богини увеличивает риск нежелательной беременности. Следуя инстинкту продолжения рода, некоторые женщины сильнее всего ощущают влияние Афродиты во время овуляции, когда половая близость вероятнее всего приведет к беременности. Это время, когда они наиболее сексуально отзывчивы, им снятся эротические сны и они острее всего ощущают отсутствие интимной близости, если у них нет полового партера. Творчество
Афродита представляет огромную силу изменения. Благодаря ей происходит притяжение, соединение, оплодотворение, вынашивание и рождение новой жизни. Когда этот процесс между мужчиной и женщиной имеет место исключительно на физическом уровне, происходит зачатие ребенка. Но и во всех других творческих процессах последовательность та же самая: притяжение, соединение, оплодотворение, вынашивание и новое творение. Абстрактный творческий продукт может быть представлен как вдохновенное соединение двух идей, что в конечном счете дает рождение новой теории. Творческая работа происходит в состоянии напряженного и страстного вовлечения – почти как с любовником, когда один (художник) взаимодействует с “другим”, чтобы привнести нечто новое в жизнь. Этим “другим”, всепоглощающим и очаровывающим в течение какого-то времени, может стать картина, форма танца, музыкальная композиция, скульптура, поэма или рукопись, новая теория или изобретение. Творчество для многих людей представляет также “чувственный” процесс; это – “внутри-моментное” сенсорное переживание, включающее прикосновение, звук, образы, движение, а иногда даже запах и вкус. Художница, погруженная в творческий процесс, нередко, подобно любовнице, обнаруживает, что все ее ощущения усиливаются и она воспринимает чувственные впечатления через многие каналы. Когда она работает над зрительным образом, вербальной фразой или танцевальным движением, могут взаимодействовать многочисленные чувственные ощущения, порождая результат. Как Афродита-любовница может проходить через цепочку любовных связей, так и Афродита – творческая сила – может вовлекать женщину от одного напряженного творческого акта к другому. Когда заканчивается один проект, возникает другая привлекающая ее возможность. Иногда в одной женщине присутствуют оба аспекта Афродиты – и творческий, и романтический. В этом случае она вступает в интенсивные близкие отношения, переходя от одной связи к другой, и погружается в творческую работу. Подобная женщина следует за своими чарующими увлечениями в любви и творчестве и может вести жизнь, чуждую условностям, как танцовщица Айседора Дункан и писательница Жорж Санд. Развитие Афродиты
Афродита представляет архетип, наиболее вовлеченный в чувственные или сенсорные переживания. Так что ее призывают по ходу развития остроты восприятия и сосредоточенности на “здесь и теперь”. Любовники действительно соответствуют друг другу вкусом, запахом, красотой; возбуждение от музыки и прикосновений усиливает их наслаждение. Сексологи учат “сосредоточению на ощущениях” и “процессу наслаждения” методами, поощряющими пару погружаться в текущий момент, не концентрироваться на цели, обучаться тому, как наслаждаться приятными ощущениями. Чувство вины и осуждения создают помехи для наслаждения как актом любви, так и процессом творчества. Такие помехи возникают, когда люди чувствуют предубеждение как против развлечений, игры и любой другой “непродуктивной” деятельности, так и против секса. Многие люди оценивают стремление к любви и красоте в лучшем случае как легкомыслие, в худшем – как грех. Например, архетипы Артемиды и Афины сосредоточиваются на достижении целей, предрасполагая подобных женщин обесценивать наслаждение Афродиты текущим моментом. И Афродита часто угрожает приоритетам Геры и Деметры – моногамной и материнской роли, – так что последние обычно осуждают ее. И наконец, интровертность архетипов Персефоны и Гестии делает таких женщин менее отзывчивыми на “внешнюю” привлекательность. Когда женщины понимают ценность Афродиты и стремятся развивать этот аспект в себе, они делают главный шаг в своем сознании к его пробуждению. Затем им необходимо найти время и благоприятную возможность для развития Афродиты. Пара может нуждаться в свободном от заботы о детях времени и расслабляющей обстановке, где они могут наслаждаться друг другом, беседовать и заниматься любовью. Женщина может обучиться делать и воспринимать массаж. Она может брать уроки танцев как средства достижения легкости и свободы в теле и получения удовольствия от своего тела – что представляет предпосылку для переживания наслаждения во время акта любви. Развитие интереса к искусству, поэзии, танцам или музыке служит подобной цели в сфере эстетики. Каждый может развить способность полностью погружаться в зрительное, слуховое или двигательное переживание. Однажды совершив такое погружение, человек может войти в порождающее нечто новое взаимодействие с эстетической средой. |
Джин Шинода Болен из книги “Богини в каждой женщине” Иллюстрация к статье размещена в галерее нашего сайта |