(по материалам “Прикладная мифологическая астрология” А.Гуттман, К.Джонсон)
Астрология и миф
Работа сновидения и активизация воображения
Средства планетарного исцеления
Призыв и осознание
Архетипы чаще всего возникают в нашем сознании тогда, когда мы нуждаемся в них, при этом они обычно появляются где-нибудь на небе. Три внешние планеты однозначно заявили о себе в мировом общественном сознании именно тогда, когда они были обнаружены. Мы говорили о том, что Афина Паллада – быстрее, чем другие главные астероиды, – стала одним из символов современности.
Но давайте не забывать о Лилит. Хотя, вообще-то, Лилит и не позволит вам забыть о себе. Если вы только попытаетесь игнорировать ее, она станет преследовать вас во сне, изведет вас сексуальными наваждениями и похитит вашу душу. В конце концов, на то она и царица демонов, и, между прочим, гордится этим статусом! Эта сумасбродная дама из ада присутствует во всех видах поп-культуры, год за годом она усиливает свою власть и заявляет о себе все отчетливее, но, как мы вскоре увидим, это неплохо.
История Лилит не изложена в Ветхом Завете, но в других священных иудаистских книгах – местами в Талмуде, а в особенности в Каббале, ее миф предстает во всех подробностях.
Мы знаем, что она была первой женой Адама – но не была, однако, создана из его ребра; в некоторых версиях этой истории утверждается, что она была создана в одно с ним время и “из одного теста”, – другими словами, она была создана равной ему. По другим же версиям, Бог на самом деле создал ее первой!
Существует еще каббалистическая легенда, гласящая, что древний бог Яхве вообще не создавал Лилит, а возникла она из хаоса в виде чистой первобытной энергии, созданная, таким образом, самой вселенной. В другом варианте легенды говорится о том, что она потребовала равенства с самого начала. Когда Адам захотел, чтобы она была его “помощницей” (читай – рабыней), Лилит ответствовала: “Почему это я должна быть ниже тебя, когда я равна тебе, коль скоро оба мы были созданы из пыли?”. (Вспомните, нечто подобное говорила Юнона Юпитеру.)
В современном обществе становится очевидным тот факт, что в структуре личности женщин, воплощающих архетип Лилит, в принципе отсутствует способность подчиняться кому-либо в какой-либо ситуации. Они всегда контролируют этот момент, и как только в каких-либо отношениях возникает даже намек на подчинение, они, как правило, сразу “смываются”. И хотя автор истории, изложенной в Талмуде, откуда и позаимствована вышеприведенная цитата, вероятно, имел целью продемонстрировать темную сторону Лилит, современные женщины – сами задающие подобный вопрос – слышат в нем боевой клич свободы.
По утверждению Лоренс Гарднер, ни одна женщина не достигла в своей жизни такой громкой славы, как Лилит. Считалось, что она пережила очередное воплощение в возлюбленной Авраама, египтянке Агари. Также ее воплощали жена Моисея Сифора и любовница царя Соломона, царица Шеба. Она стала царственной супругой своего деда, Энлиля. Так же как Астарта, Исида, Кали и другие богини, Лилит представляла собой парадоксальное воплощение одновременно света и тьмы.
С самого начала своего жизненного пути Лилит вела себя предельно независимо и раскрепощенно, поэтому патриархальные евреи окрестили ее демоном – настоящей femme fatale (роковой женщиной), и, несмотря на то, что она была потрясающе красива, мужчинам советовали остерегаться ее.
Практически в каждой культуре присутствует некое божество женского пола, символизирующее “темную” сторону женственности. В иудео-христианской культуре эти лавры принадлежат Лилит. Лилит была наделена всем, чего опасалось, отвергало и подавляло в женщине преимущественно патриархальное общество.
Ее родословная не имеет ничего общего с Грецией и Римом и даже не берет начало в иудаизме. Скорее, ее происхождение связано с древним Вавилоном и Шумером. Некоторые видели ее в образе прислужницы богини Инанны (см. главу о Венере). В эпосе о Гильгамеше она появляется как дух ивового дерева, вокруг основания которого обвился змей и в кроне которого свила гнездо волшебная птица.
Но вернемся к нашей истории. За споры о равенстве с Адамом Лилит была изгнана во тьму, и считалось, что она приходит на землю как демон в обличье совы, издающей пронзительные крики. Интересно, что сова является также и символом Афины. На щите Афины изображена Медуза со змеями вместо волос – образ, весьма напоминающий Лилит. Однако Афина служила своему отцу и патриархальному обществу Греции. Лилит же отказалась от подобного занятия и пошла своим путем; в этом ключе ее можно рассматривать как темную, отвергнутую сестру Афины.
Лилит сбежала из Эдема и обосновалась на берегу Красного моря (которое в еврейской мифологии связано со всеми темными и демоническими проявлениями). Сказано, что Яхве посылал гонцов, чтобы уговорить ее вернуться, но Лилит восстала против самого Бога и всегда дерзко отвечала: “Нет”. Вместо того чтобы образумиться, она погрязла в беспорядочных любовных связях, она была столь необузданна и ненасытна, что каждый день рожала, по меньшей мере, сотню демонов. Но даже эта экстремальная сексуальная активность не удовлетворяла ее, и считалось, что она соблазняет смертных мужчин во сне.
Она, как правило, изображается невероятно красивой (хотя при этом у нее совиные когти вместо ступней), и в Каббале утверждается, что у нее рыжие волосы.
Также часто встречаются мнения, что Лилит имела детей от Адама и что она убивала их (в греческой мифологии существует аналогичная история о колдунье Медее). Общество всегда недолюбливало женщин, которые отказываются от роли верной и преданной жены и матери, женщин, которые свободно и открыто выражают свою сексуальность, как Лилит, женщин, которые не желают “принадлежать” кому-либо, будь это отец, мать или супруг, и, в особенности, дети.
Мифы об Уране, Сатурне и Юпитере все повествуют об отцах, убивающих своих детей. Здесь же это делает мать. Как истории о любой значительной мифологической фигуре, истории о Лилит, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, превратили ее в темное, опасное существо, внушающее ужас. Страх и отвращение, которые испытывают некоторые представители нашего общества к женщинам, делающим аборт, являются примером такого отношения. Ужасающей демонстрацией искаженного проявления архетипа Лилит в современности можно назвать возросшее число врачей-убийц в клиниках для проведения абортов, наряду с тем, что политики и религиозные фундаменталисты сквозь пальцы смотрят на эти инциденты, потому что в сердцах и душах своих они не осуждают такие действия. Все это можно назвать самым нездоровым проявлением архетипа Лилит.
В добавление к тому, что Лилит была невестой Адама, она считалась невестой ангела смерти Самаэля, и даже самого Бога. Обычно в Каббале “невестой” Бога называется Шекина , которая также представляет собой женское начало Бога. Однако в некоторых случаях говорится о том, что Лилит соблазняет даже Бога и занимает место Шекины.
Объяснение этого парадокса, вероятно, следует искать у истоков пути Лилит, в Шумере и Вавилоне. Возможно, вы помните, что она была духом ивового дерева, вокруг которого был обвит змей и в ветвях которого жила волшебная птица. Таким образом, можно предположить, что она суть воплощение “Древа Жизни”, так как архетип Древа Жизни обычно включает в себя образы змея и птицы.
Древо Жизни, конечно, представляет собой космограмму, картину вселенной. Учитывая это, неудивительно, что одна из версий происхождения Лилит называет ее порождением космической энергии. Лилит – это космос.
Но космос существует как снаружи, так и внутри. Древо Жизни являет собой также символическое изображение человеческой психоэнергетической системы, в котором энергия кундалини представлена в образе змеи, обвившейся вокруг дерева (спинного мозга), а орел или другая мифическая птица символизирует кульминацию движения этой энергии в верхней чакре. Как дух дерева, Лилит воплощает собой кундалини, а кундалини в человеческом теле является в частности и сексуальной энергией.
В Каббале с Древом Жизни отождествляется Шекина, или женское начало Бога, она же божественная энергия. Лилит и Шекина обе называются “невестами Бога”, так как они обе представляют космическую энергию, воплощенную в кундалини. Однако Лилит более необузданное, безумное и неуправляемое проявление этой энергии.
В настоящее время архетип Лилит переживает свое очередное возрождение среди женской половины человечества, в особенности в той ее части, которая переняла основной принцип ее философии – отказ от подчинения в отношениях.
Лилит воплощает женскую силу и неповиновение. Она имеет мало общего с интеллектуальным феминистским движением, которое характеризует, в основном, архетип Афины Паллады, но она стала виртуальным архетипическим лидером нового, более молодого, сексуально раскрепощенного поколения, которое выросло на рэйвах, философии женского превосходства, в ситуации всеобщей неразберихи.
Архетипическая разница между этими поколениями хорошо видна на примере отношения к порнографии. Феминистка-Афина требует объявления всех видов порнографии вне закона и в иных случаях пытается добиться принятия соответствующих законов, и в этом смысле неудивительно, что Афина Паллада была любимой дочерью патриарха Зевса.
Феминистка типа Лилит говорит: “Законы? Какие законы? К черту законы!”. Она мечтает потеснить мужчин из индустрии порнографии, занять их место и разбогатеть, воплощая свои сексуальные фантазии.
В гороскопе поп-идола Мадонны, которая действительно сколотила состояние на воплощении этого брутального, сексуально раскрепощенного, необузданного архетипа, черная луна Лилит находится во Втором доме, в соединении с Южным Узлом, прямо противоположно астероиду Лилит в ее Восьмом доме, в связке с Северным Узлом, а эти два дома обычно ассоциируются с сексуальностью и деньгами. Мадонна выступала в корсетах, остроконечных бюстгальтерах, в нижнем белье, а тексты ее песен изобилуют намеками на различные нетрадиционные сексуальные практики.
Памятуя о том, что наиболее полно история Лилит изложена в Каббале, интересно отметить, что Мадонна в свое время занимались серьезным изучением Каббалы.
Так что Лилит жива и здорова, и ее могущество растет с каждым днем. Она самая сумасбродная из всех сумасбродок.
РАБОТА СНОВИДЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Лилит довольно часто появляется в пространствах сна, так как она всегда считалась царицей ночи. И на самом деле, она один из немногих астрологических архетипов, описанных в этой книге, чья мифология очевидно связана с собственно процессом сновидения.
Издавна существует расхожее мнение, что она преследует мужчин во сне. В еврейской литературе имеются многочисленные упоминания о том, как она приходит к мужчинам во сне и занимается с ними сексом, в результате чего они испытывают во сне оргазм. В этом контексте она представляется обольстительной, развратной, демонической. Особенно подвержены ее искушениям мужчины, которые спят в одиночестве. Ее визиты обычно соотносятся с поздним периодом убывания луны, когда лунный свет не попадает на землю. Луны не видно, и это дает возможность энергии “темной луны” проявить себя в полной мере. Время темной луны наступает каждый месяц согласно лунному циклу, и это время принадлежит Лилит.
Можно предположить, что архетип Лилит был прототипом существ, знакомых нам со времен средневековья, – суккубов, женщин-демонов, внушающих эротические сны и завладевающих душами мужчин. В давние времена мужчины ассоциировали свою жизненную силу с семенной жидкостью и боялись лишний раз “потратить” ее, и в этом смысле Лилит и ее сестры-суккубы считались очень опасными.
Многие мужчины и женщины признаются, что им снится Мадонна. Так как она стала живым воплощением архетипа Лилит в современной культуре, ничего удивительного в этом нет. Для спящего это может иметь несколько значений. В случае, если сон видит мужчина, это значение болезненно очевидно и не требует дальнейшей интерпретации. Для женщины это может означать стремление выразить в чем-то подавленную сексуальность, возможно, одеваясь более сексуально, например, в эротическое белье, популяризованное Мадонной. Лилит побуждает спящего любого пола отведать “запретный плод”.
СРЕДСТВА ПЛАНЕТАРНОГО ИСЦЕЛЕНИЯ
Хотя Лилит и не принадлежит к числу семи основных планет, она, тем не менее, спровоцировала появление достаточного количества способов гармонизации своей энергии. Все они, однако, направлены против нее. Не было в истории случаев, чтобы кто-либо сделал амулет или талисман для ее усиления.
В течение первых двух столетий христианства в еврейских семьях существовала традиция рисовать специальные знаки или писать заклинания против Лилит на столовой посуде и другой кухонной утвари. То есть в основном боялись, что Лилит украдет детей. Еврейские матери III-IV вв. н.э. начинали тревожиться, если их ребенок смеялся и агукал во сне, так как считалось, что это с ним играет Лилит, заставляя его смеяться от счастья перед тем, как забрать его душу.
Во многих случаях в смерти детей (сегодня мы называем это “синдром внезапной детской смертности”) в древности обвиняли Лилит.
Если вы чувствуете, что уже немного подустали от собственного безрассудства сексуальной свободы и хотите утихомирить Лилит, если вы мужчина, который всю свою жизнь питает роковую слабость к “дрянным девчонкам” или к женщине, которая вот-вот превратится “дрянную девчонку”, попробуйте нанести на свою посуду какое-нибудь позитивное утверждение. Например: “Мои страсти и мой мятежный гнев теперь полностью под моим контролем”. Если же вы, наоборот, хотите испытывать более сильную страсть и более праведный гнев, вы естественно, можете использовать для привлечения Лилит те же методы, что и против нее.
Не в пример воззваниям к большинству богов, в данном случае сразу приходит на ум фраза: “Будьте осторожны, когда что-то просите, – вы можете это получить”. Привлечение Лилит в вашу жизнь будет означать столкновение с вашей собственной необузданностью, вашей первобытной яростью и безудержной сексуальностью. Если вы мужчина, привлечение архетипа Лилит в вашу жизнь может способствовать отношениям с женщинами, обладающими ее характерными чертами.
Однако бывают ситуации, когда архетип сильной женщины, имеющей смелость действовать по своему усмотрению, может оказаться очень полезным. Например, в ситуациях, подразумевающих насилие со стороны мужа, вынужденное подчинение, жестокое обращение с детьми, Лилит может помочь вам обрести смелость, чтобы просто встать и уйти. Демоны, которые, по преданию, сопровождают ее, возможно, символизируют чувство вины и страх, которые люди испытывают в таких жизненных ситуациях, они изводят себя мрачными мыслями и казнят себя не меньше, чем их мучители.
Для Лилит не существует компромиссов и перемирий.
И пленных она не берет.
Посмотреть работы художника можно в галерее