Венера Майя
Что символизировала Венера в майянской мысли? Известно, что для постклассических майя эта планета была богом-мужчиной, светлокожим Кецалькоатлем, Возможно, за ним в какой-то мере стояла реальная личность, человек, изгнанный в X веке из Тулы, толтекской столицы Центральной Мексики, откуда он, по преданию, Обычному мифу о возрождении в “Анналах Каутитлана”, книге, появившейся после испанских завоеваний, придается астрономическая окраска: Какой физический аспект видимого движения Венеры интересовал майя? Путешествие Кецалькоатля в подземном мире соответствует 8-дневному исчезновению этой планеты на фоне Солнца. Исчезнув на западе в вечерних сумерках, Венера затем примерно через 8 дней появляется на утреннем небосводе незадолго до восхода Солнца. Постепенно, по мере того как Венера начинает восходить все раньше и становится видна в течение все большего времени, ее ослепительный блеск,
Она отсутствует на небесной сцене примерно 50 дней, проходя в это время позади Солнца. Таков круг Венеры, который должны были наблюдать майя и по сей день наблюдаем и мы, – замкнутый цикл, который можно подразделить на четыре части: Продолжительность полного цикла Венеры составляет немногим меньше 20 наших месяцев, или около 584 дней, что как раз и зафиксировали майя в Дрезденской рукописи.
Со времен великого научного Возрождения в западной культуре укоренилась привычка воспринимать совокупность планет как гелиоцентрическую орбитальную пространственную Через равные промежутки времени Венера, обогнав нас на очередной круг, оказывается между Землей и Солнцем и скрывается из виду. Математические расчеты показывают, что в системе координат, связанной с Солнцем, Венера совершает свой оборот за 225 дней. Чтобы понять, как представляли его себе майя, нам необходимо отказаться от своего обретенного в эпоху Возрождения гелиоцентрического представления и помнить о том, что 584-дневный цикл Венеры, видимый земному наблюдателю, весьма далек от солнечного венерианского года западной астрономии.
Среди девяти планет Венера уникальна по своему движению (сходным образом движется Меркурий, однако из-за своей близости к Солнцу он обычно не виден). В то время, когда она не видна, следующая за Солнцем в его движении вниз в западной части вечернею неба или предваряющая близкий его восход утром на востоке” А учитывая реально доступные наблюдения Венеры, мы вправе предположить, что майя разбили ее временной цикл на четыре периода, или “стояния”: “вечерней звезды“, Майя обнаружили еще одну связь венерианского числа с божественной гармонией; 584-дневный цикл соотносится с 365 днями ха-аба точно как 8:5. Предположим, например, что сегодня имеет место гелиакический восход Венеры; тогда астрономы могут быть уверены, что такое же событие произойдет через 8 лет, Как убеждает этот краткий урок бестелескопной астрономии, майя видели в Венере нечто отличное от того, что видим в ней мы. Поскольку она всегда сопровождает Солнце, они превратили ее в мифического бога, восстававшего из пепла. Зная о том, как движется Венера, мы можем перелистать страницы майянского венерианского календаря и попробовать разобраться в том, как он работал. На рис.1 изображена первая из пяти последовательных страниц Дрезденской рукописи, составляющих таблицу движения Венеры. Каждая из этих страниц имеет один и тот же формат, обычный для майянских календарей. С левой стороны на этой странице расположена последовательность временных интервалов, записанных с помощью кружков и планок, а справа – ряд рисунков, изображающих небесные события. Определенные иероглифические символы, встречающиеся среди рисунков и временных интервалов, могут быть идентифицированы как обозначения Венеры, поскольку именно на этих страницах Дрезденской рукописи они появляются особенно часто. Сумма четырех изображенных в светлых тонах чисел в нижней части изображенной на рисунке составляет 584. То, что записаны именно четыре интервала, – не простое совпадение; они представляют собой четыре основных стояния Венеры. Крайнее справа число, записанное вертикально как “08” (обратите внимание на стилизованную раковину над числом, замещающую сжатый кулак и имеющую смысл нулевого символа), соответствует 8-дневному периоду исчезновения – наиболее выделяющемуся в цикле Венеры. Расположенные выше на каждой странице числа, записанные черным, представляют собой накопленные суммы интервалов. Каждое из них получается путем прибавления к предыдущему черному числу светлого (красного) интервала, записанного ниже в той же вертикальной колонке, – еще одно проявление того же пунктирного ощущения времени, которое нашло выражение на Плите Креста в Паленке: интервал-событие-интервал-событие. Такая структура сохраняется на протяжении всех пяти страниц и завершается окончательным результатом суммирования на странице 50, составляющим пятью 584, или 2920 дней. Затем, подобно самому майянскому времени, таблица замыкается в цикл, и мы возвращаемся к странице 46, чтобы вновь начать прохождение по таблице, в точности так, как ведет себя в небе Венера.
Львиную долю площади каждой из пяти венерианских страниц занимают первые 13 горизонтальных строк символов в верхней части таблицы. Каждая из них содержит четыре символа, означающих начало четырех стояний Венеры на языке 260-дневного цикла. Обратите внимание, что каждый из символов состоит из двух частей – числа из 13-элементной последовательности и иероглифа из 20-элементного цикла. Так, строка 1, прочитанная на всех пяти страницах, соответствует пяти последовательным прохождениям Венерой своего 584-дневного цикла, строка 2 – следующим пяти прохождениям и так далее. Промежуток времени, охватываемый таблицей, составляет таким образом 5 страниц х 13 строк х 584 дня на каждой странице, или 37 960 дней 1) 584-дневного периода Венеры,
Но что же, по мнению майя, происходило, когда Венера совершала свое великое преображение и возрождалась на утреннем небе после переломного 8-дневного отсутствия? Ответ дают тройки рисунков, вертикально расположенные на каждой странице.
На сегодняшний день эти сложные иероглифы, включающие в себя множество префиксов и суффиксов, расшифрованы лишь частично, но смысл их ясен: ключевые точки траектории движения небесного божества предвещают важные события в жизни людей. Их можно приблизительно перевести как “горе семенам кукурузы” или “появление болезни”. На верхнем рисунке изображен восседающий на корточках на троне старый беззубый бог, который приносит жертву богу Венеры в честь его нового появления. Майя нуждались в точных знаниях о цикле Венеры для практических целей. Поскольку согласно их верованиям каждая грань повседневной жизни управлялась небесами, ведение гражданских, религиозных, сельскохозяйственных дел требовало точного распорядка.
Достижение согласованности с природой заменило стремление к возвышению разума, по крайней мере такого рода, как мы унаследовали от греков. |
Из книги Энтони Авени “Империи Времени” |