![]() Венера (Афродита) – мирской управитель Весов, а Уран – эзотерический. Интересная деталь, которая является общей для Кардинальных богинь Афины и Афродиты – это их происхождение от отцов, Зевса и Урана. У обеих богинь не было матерей, они были рождены мужской, мыслящей функцией. Обе они были хладнокровны и полны самообладания. В астрологии каждая из них управляет позитивным или мужским элементом: Огнем (Афина) и Воздухом (Афродита). Миф о рождении Афины прост и прямолинеен и во многом напоминает знак стихии Огня, Овна, с которым она ассоциируется (Афина Воительница). Она вышла из головы своего отца (Логос). Миф о рождении Афродиты намного более сложен и тонок. Ее отец, Уран, был низвергнут в океан, в бессознательное или чувственное, до ее рождения. Она была рождена не из головы отца, а, в отличие от Афины, из его наиболее чувственных органов, гениталий. Она, таким образом, связана с чувствами, с магией и силой океана бессознательного и с удовольствием. Почти сразу же после своего рождения, однако, Афродита поднялась из океана в воздух. Интересно, что Афродита начала жизнь с конфронтации. Ей надо было принять решение, где жить: в океане (функция чувств, бессознательное) или в воздухе (функция объективного мышления, сознание). Поэтому люди Весы, восходящие Весы продолжают в течение всей своей жизни взвешивать “за” и “против”, пытаются принимать сбалансированные решения, взвешенные на их ментальных весах, а также оценивать – высказывать ценностные суждения – с точки зрения чувств (океан) и одновременно с теоретической, логической (воздух) точки зрения. Согласно мифу, Афродита хотела жить в воздухе. Многие люди-Весы следуют за ней и ориентируются на функцию мышления. Однако они становятся скорее абстрактными теоретиками, чем реально и конкретно мыслящими людьми, как представители других Воздушных знаков. “Республика” Платона, с ее акцентом на Добре, Истине и Красоте ближе всего подходит к политической реализации идеала Весов с обилием интересных людей, любящих философствовать, и устранением грубости, уродства, войны и неприятностей. Выбор Афродиты жить в воздухе был компромиссом. Она продолжала ценить мир океана чувств. Афродита – полярная крайность Марса, а Весы – Овна. Марс быстро бы принял решение. Весы же будут дольше оценивать ситуацию и придадут равный вес субъективным факторам. Это приводит нас к следующему моменту, касающемуся золотой Афродиты, богини любви и мира. Хотя она выбрала жизнь в воздухе, она – прежде всего богиня чувства. Настроиться на природу чувства – не означает стать сентиментальным или фривольным или приобрести более глубоко запрятанные черты характера Афродиты (скверное настроение или фальшивые женские хитрости), но это значит – развивать ее магнетизм путем открытия природы собственных личных ценностей. Поскольку Афродита, мирской управитель знака Весов, инстинктивна и принадлежит как воздуху, так и океану, она может быть объективна на работе и субъективна в своих отношениях. Или она способна сознательно изменять энергию в отношениях, как только привлекла партнера. Афродита становится холодной, отстраненной и отдаленной так же легко, как теплой и чувственной. Эта загадочная богиня – прекрасная, таинственная женщина, которую мужчины считают столь чарующей. Афродита – это восходящая красота Весов, в какие-то дни теплая, а в другие – отстраненная, в какие-то дни страстная, а в другие – слишком духовная, чтобы вообще беспокоиться о теле или сексе. У знаменитого ребенка Афродиты, Купидона (или Эрота), в колчане имелись как золотые стрелы привлекательности, так и свинцовые стрелы отвращения. Он мог вызвать эмоциональную бурю – тоску, страстное желание, любовь – как, например, у Ясона, когда этот герой встретился с Медеей. Но он также смог вызвать у Ясона отвращение к Медее, когда поставленная задача была решена и Афродита (Весы) решила отменить заклинание. Чары Афродиты легендарны, но важно помнить о том, что она – мощная богиня, способная управлять – это Кардинальная богиня, которая вольна отменить свои чары с той же готовностью, как и применить их. Прилагательное “свежая”, в отношении Афродиты, кажется наиболее подходящим для описания ее влияния на архетип Весов. В астрологии мы традиционно использовали прилагательное “наивный” для характеристики этого знака, но “свежий” в определенном смысле лучше. Хотя Весы, как знак Воздушной стихии, может быть весьма логичным в тех областях жизни, которые отличаются от сферы отношений (вопросы бизнеса, например), когда дело личного – отношений и выбора партнера для брака воздушная логика улетучивается, и на смену фактам и действительности приходят личная фантазия, сны, видения и идеалы. Здесь уместно вспомнить о Пигмалионе, царе Кипра, который создал свой идеал (Афродиту) из слоновой кости и влюбился в статую. Она ожила в ответ на его страстные молитвы. В поиске друга души многие Весы используют подход Пигмалиона – они проецируют свой личный идеал на человека из внешнего мира и испытывают огромное разочарование, когда он или она оказываются скорее человеком, чем Адонисом или Афродитой. Весы (равновесие) кажутся связанными с партнером на глубинном уровне. Эрот (связь), дитя Афродиты с луком и стрелами, вероятно, следует за Весами также, как он следует в мифах за Афродитой. Афродитой восхищались многие, но она начала чахнуть из-за любви к смертному Адонису и стала несчастной, потому что не могла сохранить любовь навсегда, так как все люди смертны, то есть должны умереть. Афродита (как и Гера) покровительствовали браку. Во время церемонии Афродита вручала невесте в дар вуаль (секреты любви). Ее роль состояла в том, чтобы научить невесту, как сделать жениха счастливым в качестве партнера и источника удовольствий. Очевидно, что ее роль на свадьбе означала, что она ценила законный брак, также как романтичную и сексуальную любовь, хотя факты ее супружества с Гефестом весьма неутешительны. Платон и его друзья-философы называли богиню “целомудренной и чистой” или “небесной Афродитой, укрытой звездами”. Они поклонялись ей под именем Афродита Урания. Афродита Урания – это платонический друг, духовная роль, которую, кажется, играют многие зодиакальные Весы. Афродита Платона – тонкий идеал духовной красоты – красота, которая скрыта глубоко под кожей. В этом обличии Афродита – заботливая или бесстрастная богиня. Как дочь Урана, она обладает подлинным беспокойством о гуманности и духовным характером. Философ, ищущий безличную Истину так, как Платон искал Добро, Истину и Красоту, ценит эту космическую Афродиту. Она сияет своим золотым светом для всех людей, не важно, восхищаются ли они или молятся ей. Такая Афродита часто проявляется в гороскопе Весов, восходящих Весов, когда у них есть аспекты Венеры к Урану. Она может быть окружена восторженными поклонниками, подобно более чувственной Афродите Пандемос, но ее не слишком интересует брак и личные отношения. Она попробовала в раннем возрасте и нашла это слишком ограничивающим, слишком интимным. Урания предпочитает более широкий круг друзей. Она даже стареет изящно, потому что не идентифицирует красоту с телом, с физической формой. Уран – планета мудрости, и он либо предоставляет ей истинную мудрость, либо, по крайней мере, внешнее проявление этого качества. Таким образом, Афродита имеет довольно широкий диапазон образов от платонического идеала до телесной соблазнительницы. Ее сын Эрот также представляет не только физическую привлекательность, но и более глубокие связи и духовный характер. Теперь мы подошли к ряду мифов, связанных с Весами. Один из них – это миф о суде, типичной проблеме Весов, а другие – о двух принцах, которые предпочли остаться вне игры и оценивать ситуацию, а не бороться – Арджуне и Телемахе. Они предпочли наблюдать за сражением как зрители: “У меня нет сил бороться. Сражение уже проиграно, или ситуация разрешится и без меня”. Сомнение – это проблема, свойственная знакам Воздуха, в то время как полярность Огня, представленная Кришной или Афиной, побуждает к действию, к преодолению сомнения, к проявлению смелости в бедственной ситуации; к выходу за пределы “нравится – не нравится” и в итоге к реализации долга воина или героя (возвышение дхармы Сатурна). Марс (Арес), правитель полярности, обеспечивает Весы именно этими качествами. Миф о суде Париса это миф о Весах и выборе, а также о желании Весов угодить, чтобы всем всего хватило, и никто не был обижен. С эзотерической точки зрения, мне кажется, это подразумевает, что цель Весов – выйти за пределы суда и необходимости выбора к Божественной Любви – небесной Афродите, или Афродите Урании, идеальной и чистой любви. В мифе о суде участвуют один смертный, принц Парис, и три великих богини: Афина, Афродита и Гера. Юпитер – Зевс, чей путь людям неведом, решил, что нужно вручить золотое яблоко той богине, которая больше всего этого заслуживает. С яблоком был послан Гермес, которому сначала необходимо было найти Париса, пасшего овец. Парис пытался избежать роли судьи – необходимости выбора – и скрыться в Трое. Он хотел убежать домой и уйти от ответственности. Однако Гермес хватает его за запястье и тянет назад к богиням. Фактически версия истории гласит, что сначала Парис решил разрезать яблоко на три равные части, по одной для каждой богини, как сделали бы справедливые Весы, но Гермес этого не допустил. Зевс повелел, чтобы произошел выбор, суд. Парис, который стремился угодить всем, оказался в затруднительном положении – какую бы богиню он ни выбрал, две остальные будут им крайне недовольны. Каждая из них, согласно некоторым источникам, предложила Парису взятку. Возможно, они пытались вручить эти дары просто из-за доброты, а, возможно, Зевс хотел, чтобы смертный человек определил, какой из даров был наиболее ценным – военное мастерство Афины, законное правление всей Азией Геры или подарок Афродиты – любовь. Парис избрал решение Весов – любовь. Он предпочел Афродиту. Гера и Афина, обиженные и исполненные мести, начали Троянскую войну. Этот миф затрагивает многие из тем, характерных для архетипа Весов: тему, связанную с желанием увильнуть от необходимости делать выбор, уйти от принятия решения или избежать отказа от богини как друга. Тему о том, что уход от суда откладывает принятие на себя ответственности, которая следует после того, как выбор сделан. Тему о том, что для Весов за сомнением следует уныние: “А что, если все это будет не хорошо?” Индусские астрологи указывали, что Весы – единственный знак Зодиака, чей символ не дышит. Другие символы – птицы или животные, человек или две рыбы – это дышащие, одушевленные символы. Но в случаев Весов мы видим прибор (весы) и книгу, два неодушевленных предмета. Оба этих предмета – и ментальные, и моральные символы, но все же они не имеют никакой жизни или праны, потому что не могут дышать. “Буква закона без духа закона мертва”, – так можно интерпретировать это. Или можно расценивать этот любопытный Воздушный знак как зрителя жизни или наблюдателя, который боится делать ошибки и накапливать плохую карму. Есть два мифа, один, пришедший к нам из Индии, а второй – из греческой “Одиссеи”, которые, кажется, демонстрируют интеграцию полярности Овна с архетипом Весов. Их Божественные Психологи торопят их использовать обычные достоинства героического Овна. И все же героическая храбрость, однажды приобретенная, посвящена возвращению Женского. Первый миф связан с наследником греческого царства с острова Итака – молодым Телемахом. Его отец, Одиссей, пропал с конца Троянской войны, блуждая среди волшебниц – ведьм, сирен и т.д. Одиссей пытается найти свой дом и Пенелопу, жену, своего партнера, свою женскую сторону. Телемах потерял какую-либо реальную надежду на то, что его отец жив и когда-нибудь вернется. Он сидит, удрученный, наблюдая за претендентами на руку его матери – высокими, атлетично сложенными, сильными мужчинами, мастерски управляющимися с оружием, которые едят пищу, приготовленную его матерью, и живут во дворце его отца. Он думает, полный горя и сомнений: “Что я могу сделать, молодой человек, мало умеющий, неопытный, один против столь многих? Я просто должен отказаться. Как я могу бороться? И даже если бы я попробовал, а что если мой отец уже мертв? Какая от этого будет польза?” Богиня Афина, семейный психолог, дух мудрости и вдохновения, решает отправиться на Итаку и дать Телемаху немного энергии и храбрости. Она притворилась незнакомцем, путешественником по имени Ментор, человеком, “который хорошо знал Одиссея”. Она входит во дворец и сообщает Телемаху, что его отец на самом деле жив и находится на островах, и объясняет, где именно он может начать искать Одиссея. Телемах оказался способен поверить в себя и спасти мать (свое внутреннее женское начало) при помощи отца (своей мужской стороны). В конце истории Одиссей тоже не только восстановил свою храбрость, но и нашел свою женскую сторону, свою верную Пенелопу. Еще одна легенда о придании огня Весам, изложена в “Бхагавадгите”. На самых первых страницах этого древнеиндийского священного эпоса есть диалог между богом Кришной, воплощением Вишну, и его учеником, принцем Арджуной, будущим героем. История имеет эзотерический подтекст, а также мирской акцент на ассимиляции храбрости Овна и надежды. Кришна и Арджуна расположились посередине бушующего поля битвы, чтобы обсудить методы и ценности йоги. Эзотерически это поле битвы находится внутри нас. Его называют “Курукшетра” – “поле битвы сердца”. В первой главе истории, Арджуна сидит удрученный, отложив лук и стрелы, его глаза полны слез и сострадания к его кровным родственникам, которые стали врагами. “Почему я должен убить моих родственников и их детей и внуков? Это не принесет покоя моей душе. Зачем убивать их в расцвете лет? Даже если я стану царем Трех Миров, а не просто царем земного царства, то что я приобрету? Как я могу получить пользу от смерти родственников?” И снова: “Женщины будут похищены солдатами низшей касты, в результате произойдет смешение линий крови, и сама каста будет разрушена”. Кришна отвечает на набор рассуждений Арджуны, утверждая, что на самом деле нет смерти на поле битвы. Это только проявление реальности – игра тени. Он говорит: “Как эта слабость овладела тобой? Откуда взялись бесславные волнения, позорные для храброго, закрывающие путь достоинству? Нет, Арджуна!..” “Запрети себе слабости, если твое имя воин. Выброси из себя труса. Проснись! Будь собой. Поднимайся! Покарай своих противников!” “Душа, которая с сильным и постоянным покоем одинаково принимает горе и принимает радость, живет бессмертной жизнью”. “Тот, кто должен сказать: “Смотри, я убил человека”, или тот, кто говорит: “Смотри, я убит”, – оба не знают ничего. Жизнь не может убить. Жизнь не может быть убита”. “Не позволяй себе бояться никакой потери… вера, да, немного веры спасет тебя от муки твоего страха”. “Найди полную награду, чтобы делать правильно по праву. Позволь, чтобы твоим мотивом стали правильные дела, а не плоды, которые происходят от них. И живи в действии. Трудись. Совершай свои дела с благочестием. Оставь все свое в стороне, осуждая выгоды и заслуги; будь ровным в добре и зле. “Совершай свои дела с благочестием!” Здесь, при смешении Огня Овна и Воздуха Весов, заключено много эзотерической истины – это объединение размышления или медитации Весов с делами Овна, а также спокойствия и хладнокровия Весов с силой и храбростью огненного знака. Оптимистическая вера Овна способна прогнать страх Весов перед совершением ошибки – страх быть несправедливым или пристрастным. Уран, эзотерический управитель, также заметен в этой цитате. Уран представляет отделение от пар противоположностей – не только от радости и горя, но даже от жизни и смерти. У всех нас найдется Афродита – Венера в каком-либо Доме нашего гороскопа и Весы (или перехваченные Весы) в одном из куспидов наших Домов. В этих Домах мы имеем дело не только с Добром, Истиной и Красотой, но и с пониманием, тоской и страстным желанием тепла и товарищеских отношений. А также, если мы находимся в поисках чего-либо, то в таком Доме мы имеем дело с духовным устремлением. |
Кэтлин Берт Из книги “Архетипы и мифология в зодиаке” Иллюстрация к статье в галерее |