Вызывает ли у кого-нибудь сомнения то, что ночью правят женские силы природы? Или что два самых ярких светила на небе – это Луна и Венера? Яркость Луны очевидна, однако многие ли из нас просыпались до рассвета или смотрели в вечернее небо после заката, чтобы увидеть звезду столь яркую и сияющую, что одним своим присутствием она внушает благоговейный трепет? Это Венера – в те периоды года, когда она видна на небе. Она появляется и как утренняя, и как вечерняя звезда, и в обоих случаях одинаково прекрасна. Нет такой астрологической традиции – западной ли, ведической, майя или китайской, – в которой не придавалось бы огромное значение планете Венера.
В западной астрологии богиня планеты Венера имеет длинную родословную, что уходит корнями в древний Шумер, где она была известна как Инанна. Вавилоняне и их преемники называли ее Иштар, и это было первым именем соответствующей планеты.
Несмотря на то, что астрологи со времен средневековья связывали Венеру с брачным союзом, изначально ее значение было иным. Иштар была богиней “свободной любви” – под которой вавилоняне подразумевали то же самое, что и мы сегодня. Для древних любовь в браке и любовь-страсть были определенно разными вещами. Когда в Древней Греции девушки выходили замуж, они возлагали свою косметику и красивую одежду на алтарь Афродиты, символизируя тем самым прощание с ее царством и вхождение в царство Геры, богини супружеской любви. В наиболее традиционных культурах мира эротическая и супружеская любовь считались не только разными, но и несовместимыми вещами, и всего несколько столетий назад весь западный мир придерживался той же точки зрения: ни один средневековый трубадур ни разу не посвятил балладу своей жене, и дилемма Гвиневры – она одинаково сильно, но по-разному любила Артура и Ланселота – служит прототипом такого мышления. Когда она была с Артуром, она выступала в роли Юноны (Геры), а с Ланселотом она была Венерой (Афродитой).
Если древние и считали брак и страсть несовместимыми, при всем при том они определенно придавали страсти большое значение: Иштар была одним из самых главных божеств древнего Вавилона. Это была сама первобытная сила природы, она врывалась в ворота ада в поисках потерянного любовника и требовала его возвращения у самой царицы мертвых. Ее чувственность была безудержной – Иштар была не очень-то разборчива в связях.
Однако вавилоняне почитали ее как воплощение сущности женской души. Само слово иштар могло означать женское духовное начало, присущее любой из женщин, и более того, любой из богинь.
Этим великим женским духовным началом обладала и греческая Афродита, которая также была известна как “Великая богиня”. Культ Иштар распространился на Ближний Восток, где ее называли Астарта или Астарос, а затем – через Финикию в Грецию, где ее нарекли Афродитой. Ее священной обителью был остров Кипр, который находился недалеко от финикийского побережья, и на самом деле она была в сознании греков настолько связана со своим островом и храмом в городе Пафосе, что первые греческие астрологи иногда называли ее просто – пафосская или кипрская богиня – даже без имени.
Если Иштар была богиней вавилонских песчаных пустынь, то Афродита во многих отношениях была богиней океана. Она родилась, когда сперма Урана – Небесного отца- попала в океан; она поднялась из волн на раковине, обнаженная, в расцвете своей красоты. Иногда ее называли Афродита Пелагия, что означает просто “морская Афродита”, или же Афродита Анадиомена, что значит “Афродита, выходящая из моря”, еще одним ее замечательным эпитетом был пенорожденная Афродита; и кроме этого – сияющая Афродита, улыбающаяся Афродита и золотая Афродита.
Более поздние интерпретаторы мифов, так же как и средневековые поэты, имели склонность к упрощению ее образа – изображая ее жеманной куртизанкой, не обладающей ни умом, ни цельностью натуры. В некотором отношении, этот недостаток уважения к ней наблюдается и в астрологии: женщины, воплощающие образ этой богини, характеризуются как “зависимые” и “содержанки”. Но вовсе не так относились к этой богине в древности – для них она была первобытной силой природы. Своему возлюбленному Анхизу она явилась в луче яркого света, сопровождаемая стаями диких животных. Она не была глупой и жеманной, но явно приводила в трепет своим могуществом.
Двадцать пять лет назад Карл Саган с усмешкой отметил, что планету Венера назвали по имени богини любви верно – мол, эта планета, без сомнения, имеет самую беспокойную и бурную атмосферу во всей Солнечной системе. Если бы Саган когда-либо испытывал глубокую страстную любовь, он не удивлялся бы этой беспокойной атмосфере. Величайшие поэты и драматурги упражнялись в красноречии, воспевая эту богиню, а также повествуя о ее приступах безумия, когда она страдала от неразделенной любви. Бури на поверхности Венеры можно сравнить с теми пенистыми волнами, из которых она вышла, и с теми бурями эмоций, которым подвержен человек, когда к нему приходит любовь.
Царь богов, Зевс (Юпитер), пытался укротить сумасбродную Афродиту, женив ее на Вулкане (Гефесте), хромом кузнеце-интроверте, работавшем в небесной кузнице. Однако этот брак не был счастливым – Венера постоянно изменяла своему мужу, особенной ее любовью пользовался Марс – бог войны. Страсть взывает к страсти; женщины, воплощающие архетип Венеры, с трудом поддерживают традиционные отношения и чувствуют себя гораздо лучше в роли музы, нежели в роли домохозяйки. Астрологи всегда смотрят на отношения позиций Марса и Венеры в гороскопах потенциальных партнеров, чтобы определить степень их сексуальной совместимости.
Как и у Афины, у Афродиты не было матери, у них обеих был только Небесный отец, но если Афина была порождением разума Небесного отца, то Венера появилась из его гениталий, и таким образом является воплощением чистой сексуальной энергии безграничного космоса. Джин Болен отмечает, что эта богиня прекрасно выражает себя как при взаимодействии с кем-то, так и самостоятельно, то есть она может быть музой, вдохновляющей художников, и может быть художником сама по себе.
Кстати, Болен называет ее “алхимической богиней” и, возможно, даже не подозревает, как она права в этом. Если Венера практически единственная из всех древних божеств пережила падение язычества, чтобы возродиться в поэзии, она также сохранилась в просвещенной традиции алхимии. Духовное единство, представляющее конечную цель алхимических изысканий, часто символизирует андрогинное существо – гермафродит. Этот термин является очевидной комбинацией имен Гермеса и Афродиты и отсылает к мифу, согласно которому от любви этих двух божеств родился ребенок-гермафродит.
Гермес – это бог алхимиков и символ кундалини (силы змеи). Но то же касается и Венеры: она – женская противоположность той же самой власти, той же энергии, той же сексуально-духовной силы. Она представляет собой эквивалент индийской шакти – жизненной энергии, присутствующей во всех вещах и имеющей женскую природу, и это не пассивная сторона женского начала, а наоборот – активная и творческая.
Духовный путь Венеры от эротической музы до алхимической богини можно проследить по древневавилонским мифам и наблюдать непосредственно на небе. Древняя легенда повествует о том, как Иштар отправилась в подземное царство в поисках своего умершего возлюбленного Таммуза. По мере того как она опускалась все ниже и ниже, стражники, охраняющие врата ада, срывали с нее одежду и украшения, но она все равно продолжала отчаянно рваться вперед, разыскивая своего Таммуза. В итоге она, обнаженная и продрогшая, оказалась в самом темном сердце ада, где столкнулась с Эрешкигаль, наводящей ужас царицей тьмы, которая подвесила Иштар на крюк и оставила в темноте умирать. Но мир не может жить без любви, и боги пришли ей на помощь. Когда Венера является утренней звездой, она представляется юной и прекрасной богиней эротической любви, в союзе со своим Тамму-зом-Адонисом. Когда она перемещается ближе к Солнцу, то становится невидимой, и это символизирует ее путешествие в подземное царство; когда же она вновь появляется, она уже вечерняя звезда – царица небес, которая прошла сквозь тьму и знает все обо всем, пресловутая алхимическая шакти. Эта психологическая интерпретация пути Венеры, изложенная в работе психолога Сильвии Бринтон Перейра, представляет собой только одну из гипотез. Есть и другие, ибо несмотря на то, что Венера всегда почиталась как богиня любви, стоит вспомнить, что Венера (вавилонская Иштар), иногда представала в роли богини-воительницы. Когда она появлялась в утреннем небе – то есть восходила до Солнца – она считалась воительницей и римскими астрологами называлась Венера Люцифер, но в роли вечерней звезды, появляющейся сразу после заката, она звалась Венера Гес-перус и символизировала богиню любви. И, хотя интерпретация Перейры психологически достоверна, эта версия гораздо ближе к изначальному вавилонскому представлению о богине, и вовсе не нужно быть безнадежным романтиком, чтобы оценить красоту этой планеты, ослепительно сияющей в западной части неба после заката.
Символы прозрачны: женское правит ночью, мужское правит днем. Когда Венера была дневной планетой, она была вооружена для битвы с солнечными силами дня. Ее деятельность как богини любви активизировалась ночью. Народы майя и вавилоняне были одинаково хорошо осведомлены о синодическом цикле Венеры протяженностью в 584 дня. 5 таких циклов образуют на небе практически абсолютно правильную пятиконечную звезду и продолжаются в общей сложности 8 лет. Таким образом, хотя Венера и возвращается в наши гороскопы каждый год, именно каждое восьмое ее возвращение рассматривается как имеющее наибольшее значение в смысле завершения этого “рисунка” Венеры на общей жизненной схеме.
Венера, во многих смыслах, последняя из язычниц. Церковь не могла одобрить откровенной чувственности Венеры, и за первое тысячелетие христианства ее образ практически исчез из виду, вытесненный ликом Мадонны. Но она выжила, даже будучи загнанной в подполье. Древнескандинавским аналогом Афродиты была Фрейя, а в средние века, после того как даже в далекую Исландию пришло христианство, варяжский летописец утверждал, что из всех древних божеств одна только Фрейя до сих пор жива в народном сознании и так же почитаема.
В средневековой Франции Венера скрывается под покровом легенды о Марии Магдалине, и трудно подчас сказать, были ли многочисленные соборы, построенные в честь “Девы Марии”, изначально задуманы как храмы Марии-Богородицы или как храмы Марии Магдалины. Джозеф Кэмпбелл и некоторые другие исследователи прямо утверждают, что все эти грандиозные сооружения были возведены как священные обители богини, о которой идет речь в этой главе.
С появлением трубадуров и концепции романтической рыцарской любви архетип Венеры снова оказался востребован. Но кто действительно обессмертил Венеру, так это Боттичелли, художник эпохи Возрождения. Образ Венеры, существующий в сознании большинства из нас, – это именно Венера Боттичелли, такая, какой ее описывал Гомер: “…в блеске ослепительной своей наготы, скользящая на раковине по волнам, на берег восходящая…”. Примечательно, что Боттичелли учился у нашего старого знакомого Марсилио Фичино. Может возникнуть вопрос: было ли поклонение трубадуров и художников Ренессанса истинной верой или просто данью художественной традиции? Трудно сказать, но так или иначе Венера всегда была с нами, присутствовала где-то рядом, и она до сих пор здесь – в кинофильмах, в модных магазинах, во всех сферах нашей жизни.
И хотя Венера никуда не делась, может возникнуть сомнение – не исказился ли ее архетип в современном мире? Аномальное поведение в обществе, сексуальные патологии, растущее число педофилов и порно-сайты в Интернете – вот приметы очередного сексуального “бума”. И хотя сегодня в западных странах гораздо больше сексуальной свободы, мы все еще пытаемся вступать в борьбу с архетипом Венеры.
Необходимо помнить о том, что когда человеком владеет какой-либо архетип, последствия могут быть самыми серьезными. В одной из наиболее известных трагедий Шекспира “Ромео и Джульетта” разыгрывается драма афродической любви в ее самом захватывающем, но все же слишком трагичном варианте. Реальные воплощения Венеры всегда существовали и существуют до сих пор, и имя им – легион: от Клеопатры до Мэрилин Монро. Всегда были женщины, чья энергия Афродиты была настолько сильной, что задевала за живое и воодушевляла всех, кто окружал их. И если многие из этих женщин трагически погибли, как Джульетта, то это потому, что простой смертной тяжело нести бремя воплощения бессмертной богини.
Однако жизнь некоторых таких женщин вполне удалась – хотя, как и большинство женщин древних времен, они так и остались для мира безымянными. В Тибете существует целая группа тантрических богинь, называемых дакини, которые откровенно чувственны и являются сексуальными партнершами Будды в некоторых его наиболее темных и пугающих воплощениях. Хотя эти богини были героинями тибетских мифов еще с доисторических времен, есть свидетельства, согласно которым некоторые сказания воплощают собой воспоминания реальных женщин, – безымянных наставниц, или “небесных танцовщиц”, которые в эпоху раннего средневековья передавали тантрическое знание как женщинам, так и мужчинам, но были преследуемы браминами, представителями официальной религии. Тантрические йоги и йогини (дакини) знали, как использовать энергию Афродиты с полной отдачей. Такие люди существуют до сих пор.
РАБОТА СНОВИДЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Древние различали множество ипостасей Венеры, и Артемидор также делает различия между ними в контексте сновидений. Существует, например, Афродита Урания, “небесная” Афродита, царица вечернего неба и вечная муза. В отличие от своих более чувственных двойников, эта Афродита – духовная сущность, представляющая собой то, что юнгианцы или психологи-архетиписты назвали бы анима мунди (anima mundi), или женская душа мира; Артемидор сообщает нам, что она “считается олицетворением Природы и Прародительницы Вселенной”. Когда такая Афродита является во сне или при активизации воображения, она действительно выглядит как богиня – излучающая свет, наполненная мудростью. Сон с ее участием – более чем благоприятный знак, он означает, что вы, возможно, скоро откроете в себе пророческий дар или способности к ясновидению. Можете не сомневаться, что вы видели самый настоящий архетипический сон, даже видение, и вас посетила сама великая богиня. И опять-таки, в отличие от более чувственных ипостасей Афродиты, небесная богиня благоприятствует браку и вообще личным отношениям, поэтому, если ваши сны или активизация воображения каким-либо образом затрагивают тему личных отношений, то появление этого архетипа предвещает только хорошее.
Артемидор также говорит об Афродите Пандемос, что значит “Афродита, принадлежащая всем”. В этой роли Афродита откровенно сексуальна и распущенна и ассоциируется с куртизанками, или, в более современном контексте, с сексуальностью, которая не считается с общественными предрассудками и не имеет ничего общего с браком и “серьезными” отношениями. Эта Венера вызывающей походкой проходит через сновидения как мужчин, так и женщин: в короткой юбке, нейлоновых чулках и на высоких каблуках, или в нижнем белье, или просто обнаженной. Она – “плохая девчонка”, от которой матери остерегают своих сыновей, девушка, какой ни одни родители не хотели бы видеть свою дочь. Для нее не существует сексуальных табу. В сновидениях мужчин она пробуждает их эротические чувства, и если она появляется в облике соседки или подруги, то мужчине стоит признать свою в ней заинтересованность и как-то с этим разобраться. В сновидениях и при сеансах активизации воображения у женщин эта Венера, “принадлежащая всем”, чаще всего символизирует их собственную теневую сторону, – которую они сами отказываются признавать. Однако эта тень такая же равноправная часть нашего существа, как и все остальные, и, появляясь в сновидениях или при активизации воображения, она взывает к нашему вниманию, тщится быть услышанной и понятой. Женщины часто видят Афродиту Пандемос во сне, когда они вот-вот переступят какую-то черту, перейдут границы дозволенного в своей личной жизни или накануне романа; или же она может сниться женщине просто потому, что ее сексуальность была отвергнута ею самой и даже не осознается. Иначе говоря, это означает необходимость обратить внимание на “плохую девчонку”, которая живет внутри неузнанной и нелюбимой.
И при всем при том Артемидор говорит, что даже эта Афродита, виденная во сне, может быть очень благоприятным знаком для людей искусства; и действительно – художник-мужчина более чем склонен считать “плохую девчонку” хорошей, а художницами, как правило, являются женщины, которые не считаются с предрассудками и ограничениями традиционного общества.
Также необходимо помнить, что Афродита была богиней океана, и, возможно, не случайно, что планета Венера усиливается в Рыбах, знаке самого великого океана. Если таинственная и прекрасная женщина, одухотворенная или развратная, появляется во сне или при активизации воображения в “водном” контексте, вы, скорее всего, видите Афродиту Пелагию (морскую или океаническую Венеру), либо же Афродиту Анадиомену (Венеру, выходящую из моря). Она может предстать в облике купающейся красавицы, пловчихи и тому подобном. Как и небесная Венера, она, скорее всего, будет излучать свет, и вы опять-таки можете не сомневаться, что видите архетипический сон. Она также может быть чрезвычайно чувственной – и раскрепощенной, – как Афродита Пан демос, “принадлежащая всем”. По Артемидору, морская Афродита предвещает путешествие – хотите вы этого или нет. Но что еще более важно, она является промежуточным звеном между сексуальностью и духовностью. В Индии она бы называлась тантрической богиней, богиней спальни и олицетворением вечного света одновременно.
СРЕДСТВА ПЛАНЕТАРНОГО ИСЦЕЛЕНИЯ
Легко догадаться, что лучшим способом гармонизации энергий Венеры является концентрация на личных отношениях – хотя в большинстве случаев человек заинтересован в гармонизации Венеры как раз потому, что никаких личных отношений он не имеет!
Однако есть и другие способы вдохнуть жизнь в этот внутренний архетип. Фичино рекомендует танцевать, слушать или играть легкую, зажигательную музыку и гулять по лугам, заросшим цветами. Трудно не согласиться с ним в этом – все это действительно приятные способы времяпрепровождения, которые делают жизнь более радостной и легкой.
Все цветы, по сути, олицетворяют Венеру, но особенно – роза, которая всегда символизирует фразу: “Я люблю тебя”. Букет свежесрезанных роз или даже одна-единственная роза может способствовать привнесению в жизнь энергии Венеры. Розовое масло, добавленное в ванну либо использованное как духи, – это еще один “стимулятор” Венеры. Прогулка по благоуханному розовому саду также произведет заметный эффект.
Во времена Фичино Венера ассоциировалась с зеленым цветом, зеленые весенние поля символизировали ее цвет и воплощали ее энергию. Как мы уже знаем, зеленый цвет в древности более вероятно ассоциировался с Меркурием, но давайте не будем столь щепетильны. Творите! Если что-то работает, то оно работает. Давайте вспомним, что чувственная Венера любит цвет вообще; украсьте свой дом цветами, цветными флагами, кустарными вещицами ярких, вибрирующих основных цветов – вы очень порадуете свою Венеру.
Ешьте медленно, наслаждаясь тем, что вы едите, вместо того чтобы в спешке поглощать пищу – Венера от всего любит получать удовольствие. Но не забывайте, что Венера часто не знает меры в удовольствиях и легко может переусердствовать – как в еде, так и в любви. Венера, хотя и без особого энтузиазма относится ко всяческим упражнениям спортивного толка, любит танцевать, и танцы – хорошее средство нейтрализовать ее излишества.
Если в одежде вы предпочитаете серые сатурнические деловые костюмы, стиль унисекс или вообще привыкли одеваться скучно и однообразно, ваша Венера определенно несчастлива. Она любит все яркое и красивое, четкие половые различия в одежде; как женщины, так и мужчины должны учитывать ее вкусы, если хотят угодить ей.
ПРИЗЫВ И ОСОЗНАНИЕ
Возможно, Венера “призывается” или хотя бы осознается современными людьми гораздо чаще, чем любое из древних божеств. Мужчинами более всего – в том смысле, что они “проецируют” ее архетип на всех женщин в своей жизни. Когда мужчина влюбляется, любимая перестает для него быть обыкновенной женщиной и становится воплощением Венеры. Такая проекция – вещь очень приятная, по правде говоря, это просто потрясающая вещь! Это как наркотик – и, увы, грозит теми же последствиями. Самая главная опасность состоит в том, что мужчина в состоянии “интоксикации” Венерой, не способен за этим неземным образом увидеть реального человека, реальную женщину. Если отношения перерастают во что-то большее чем роман, он должен своевременно разрушить собственное представление о возлюбленной как о богине, чтобы увидеть в ней человека. Астрологу не помешает внимательно изучить позицию Венеры в гороскопе мужчины, чтобы определить, какой именно образ богини он проецирует на женщин (конечно, женщины также проецируют архетипы на мужчин в своей жизни, но в их случае, конечно, проецируется не Венера, а Марс или Юпитер, а иногда и Нептун либо Плутон).
Женщины призывают Венеру каждый раз, когда представляют себя моделями из журнала Cosmopolitan или кинозвездами, – каждый раз, когда они одеваются для возлюбленного, а не для работы. Проще говоря, каждый раз, когда они ведут себя как любовницы, они воплощают Венеру. И вовсе не удивительно после этого, что древнескандинавский летописец Снорри и средневековые поэты называли ее единственной из ныне живущих богинь. Она до сих пор жива точно так же, как была жива сотни и тысячи лет назад, – она живет в каждой модели на подиуме, в каждой кинозвезде, в каждой любящей и любимой женщине.
Вообще, мы совершенно сознательно взываем к Венере, когда молим о том, чтобы любовь пришла в нашу жизнь. И это действительно работает! Уделяя внимание архетипу Венеры или призывая богиню, мы действительно можем привлечь любовь в свою жизнь, но, как и в случае с Меркурием, нужно быть осторожными с просьбами, ибо мы можем это получить. Перед тем как попросить Венеру ниспослать вам возлюбленного, вам нужно крайне тщательно разобраться, каких отношений вы действительно хотите.
Кроме того, можно и нужно призывать Венеру тем, кто занимается искусством, потому как, если “алхимическая проекция” богини на смертную женщину может представлять опасность для мужчины, который ее проецирует, то для поэтов, писателей, музыкантов и художников это – необходимый риск, на который они идут с удовольствием, ибо Венера – это муза, а без нее творчество невозможно.