Одной из существенных проблем взрослого человека является половая идентификация. “Я – мужчина; что из этого следует: какие у меня права и обязанности, как перед другими мужчинами, так и перед женщинами?” Ответ на этот вопрос (и на аналогичный вопрос женщины) неочевиден и меняется от эпохи к эпохе. Какие же архетипы активизирует наступающая эпоха Водолея? Один из них – архетип Великой Богини-Матери – проявляется со все возрастающей силой, предлагая мужчинам и женщинам новые и необычные (для уходящей культуры) психологические и социальные роли, о которых речь ниже.
Обычная половая идентификация связана, говоря на астрологическом языке, с Венерой (женская идентификация) и Марсом (мужская). Женщина нежна, сладка, адаптивна, соблазнительна и красива; мужчина силен, активен, предприимчив и напорист. Эти психотипы и идентификации, разумеется, не уходят со сцены, но дополняются еще двумя, связанными с планетой Юпитер. Описания, данные автором ниже, идейно восходят к описанию древних культов, но содержательно взяты из непосредственных наблюдений.
Женский архетип: Великая Богиня-Мать. Этот архетип подробно описан в культурологических исследованиях, и Богиня-Мать является, видимо, наиболее древним из человеческих объектов поклонения. Она никем не рождена, но сама, без посторонней помощи, порождает этот мир и, в частности, рождает сына, который может стать ее супругом и отцом ее детей – но при желании она может порождать различные существа и самостоятельно. У Великой Богини нет равных ей людей, демонов или богов; единственное возможное отношение к ней – снизу вверх, отношение почтительного, преданного, смешанного со священным ужасом, безоговорочного служения. Она может быть Грозной Богиней, или Милостивой Богиней, нести Мудрость или Справедливость – но каков будет ее явленный образ, решает только Она Сама.
Женщина, становящаяся в своей самоидентификации под архетип Великой Богини-Матери, приобретает большую независимость от внешних обстоятельств и большую власть над своим внутренним миром; в частности, мужчина как жизненно необходимый партнер или опора в ее внутреннем и внешнем мире существовать не могут: она сама себе надежная опора и фундамент, и может поддержать еще много кого (и чего) другого. В ее жизни могут, конечно, возникать мужчины, но им она отводит вспомагательные роли: Трудолюбивого Пажа, Временного Любовника, Послушного Помощника и т. п. У нее может быть высокий начальник, руководящий ею издалека и в целом, и оставляющий все конкретные решения на ее усмотрение, но деспотичного бдительного непосредственного начальника, отслеживающего и контролирующего все ее поступки, она не потерпит – скорее, получив некоторый опыт, обзаведется собственной фирмой.
Чаще всего такая женщина – ее можно назвать юпитерианской – не замужем, или ее муж много младше ее и в известной степени психологически является ее сыном. Она охотно строит отношения с мужчинами, выводя на первый план сюжеты обучения и духовного руководства; чисто сексуальные переживания не становятся для нее доминантой, хотя могут рассматриваться как определенное украшение отношений. Конечно, в ее жизни бывают неприятности, но, как правило, хорошо ею контролируемые и ею же вызванные к жизни. Когда она говорит, что с чем-то не может справиться – кокетничает или ждет от партнера опровержения, так как сама в это, конечно же, не верит. Ей может быть свойственен снобизм, но также характерна широта воззрений. Единственная серьезная опасность, подстерегающая ее в жизни – идентификация с другим женским архетипом.
Мужской архетип: жрец Великой Богини-Матери. Мужчины, живущие под покровительством этого архетипа (юпитерианские мужчины), сильно отличаются от марсовских. Первое качество, которое культивирует Великая Богиня-Мать в своих жрецах, это почитание женского начала во всех его видах, а также поклонение перед Проявленным миром в целом как Ее порождения. Ощущая благоговение перед неописуемой тонкостью и сложностью сотворенного Богиней мира, юпитерианский мужчина в первую очередь испытывает потребность его поддерживать и охранять, содействовать его росту и эволюции. У него нет (характерной для марсовского мужчины) идеи независимого самопроявления, реализации своих личных замыслов в мире как на сыром материале. У него также нет потребности самоутверждения в борьбе с себе подобными, стремления найти лучшую самку и отвоевать ее у соперников. Он скорее полагается на естественный ход событий и старается в него вписаться и если и воздействовать на него, то очень бережно, так, чтобы не повредить ажурно-тонкой ткани существования. Если его подруга от него уходит, он скорее благословит ее следующий сюжет, нежели станет его разрушать – что совсем не означает его равнодушия! Его любовь проявляется в преданной заботе, а если объект любви отвергает его внимание, то юпитерианский мужчина ни на чем не настаивает и ждет следующего объекта для своей заботы – обычно недолго. Ревность свойственна ему в малой степени, и играть на ней обычно не получается.
Юпитерианский мужчина имеет от своей покровительницы тайную власть над женским полом – он обладает энергиями, необходимыми женщинам для того, чтобы жить и цвести. Но попытки “торговать” этими энергиями, то есть, пользуясь ими, извлекать из женщин прямую корысть для себя, обычно кончаются для юпитерианского мужчины плохо – он лишается покровительства Великой Богини. Она рассматривает его как своего преданного пажа или слугу, который должен бескорыстно, а главное – с глубоким благоговением к Источнику Бытия передавать Его блага земным женщинам.
Юпитерианский мужчина полигамен – но в тонком смысле слова; его, идущие от Великой Богини, тонкие энергии нужны многим женщинам, и он расцветает, доставляя их по назначению. Что касается фактического многоженства, то оно для него не обязательно, но психологически он не способен принадлежать лишь одной женщине, даже при сильном сознательном желании этого.