(Материалы группового занятия)
В астрологической традиции принято рассматривать проблематику ценностей и духовных и материальных, по 2 дому гороскопа (натальной карты, составленной на момент рождения). Система домов последовательно описывает различные аспекты раскрытия индивидуальности, в частности 1 дом представляет “Я” как таковое. В ситуациях, когда он активен, человек может быть подобен младенцу, позиция которого: на свете нет никого, кроме меня. Второй же дом представляет программы подсознания, управляющие взаимодействием между человеком и внешним миром. Одно из типичных проявлений 2 дома – это момент ощущения собственности на вещи и, особенно, (как символ всех вещей) деньги. Собственническое отношение к вещам есть обстоятельство совершенно мистическое, далеко не исчерпывающиеся обстоятельствами свободного манипулирования (хочу – нажму кнопку и включу пылесос, хочу – выключу). Своими вещами можно помыкать как рабами, можно ими пользоваться, игнорируя и даже презирая их, можно с ними дружить и их любить, и все это происходит совершенно по-разному. Энергетическое поле любого предмета сильно зависит от состояния биополей окружающих людей, и, разумеется, есть и обратное влияние. Человек с развитым 2 домом может быть среди вещей, как среди людей, уважать их характер и пользоваться их преданной любовью. Эта культура – часть общечеловеческой культуры, а умение тратить деньги не что иное, как символ того, что человек находится в энергетическом балансе с окружающим материальным миром; жадность и расточительность – нарушение этого баланса. 2 дом управляет материальным потоком, который является символом довольного жесткого энергетического потока в тонком мире. У человека плохая энергетика – он вынужден сократить свой расход или жить за счет других. Это относится и к деньгам, при пораженном 2 доме бывают обстоятельства, когда приходится жить за счет других или на очень жестком финансовом режиме (все это субъективно, т.е. в восприятии самого человека: рассказывают об одном миллиардере, который, разорившись, остался всего с несколькими миллионами и покончил с собой, считая, что на эти деньги не сможет прожить в старости). Потому проработка второго дома может проходить в очень неприятных внешних условиях: человек вынужден одалживать у внешнего мира. Энергетический баланс с внешним миром обеспечивается правильным поведением, и 2 дом управляет психологией и этикой взаимоотношений человека с окружающим миром в целом. Первое включение 2 дома у ребенка требует отказа от чисто эгоистического взгляда на мир как часть себя: “Что я могу взять себе, и чем я могу поделиться с другими?”. На первом, низшем уровне проработки 2 дома, человека волнуют предметы и деньги как абстракции, конкретно с ними у него контакта нет. Поэтому здесь характерна жадность, поскольку принцип 2 дома – этика гармоничных отношений с внешним миром – здесь не реализуется. Человек хочется брать у мира вещи, жестко и бездушно ими владеть и ничего не отдавать взамен. Первый уровень характерен для детского возраста, и лучший способ проработки это расширение восприятия ребенка. Хорошо обратить внимание девочки, которая обожает наряжаться, на подробности отделки, фактуру платья, крой, обсудить, как оно вписывается в тот или иной интерьер, показать ей, что платье на ней может жить и дышать, а может и задыхаться. Когда она научиться хорошо чувствовать энергетику одежды, ее этика поднимется на совершенно иной уровень, она ощутит единство себя и внешнего мира и будет уважать его законы как свои. На втором уровне проработки 2 дома у человека возникает широкая эстетическая программа в поведении во внешнем мире (начинают ощущаться законы кармы) и по отношению к вещам, с которыми он связан, в частности. Каждый мой предмет, как учит Будда, дан мне во временное пользование, и я должен обращаться с ним бережно и относиться с подобающим уважением. Если на стене висит картина – на нее нужно смотреть и что-то для себя прозревать, а когда вся ее энергетика, доступная для нашего восприятия, кончится (картина надоела), ее нужно продать или отдать, а не оставлять пылиться на стене или в чулане. При слабом 2 доме (это означает, что в нем нет планет, и слабо стоят его управители, фактические, а также символические: Телец, Хирон и Венера) человеку довольно безразлично его материальное окружение. На высоком уровне проработки это может дать святого, для которого тонкие формы ощутимее плотных, он чувствует суть вещей и безразличен к их внешнему виду. На среднем уровне человек обращает мало внимания на поток материальной жизни, денег немного, но и особых проблем с ними нет (это, впрочем, зависит и от общего уровня поражения или гармонии карты), ровно как и потребности в выработке бытовой и общей этики. Гармоничный 2 дом – поток внешних благ идет без усилий со стороны человека; аспекты к управителю 2 дома и планетам в нем укажут способы получения денег. Внешний мир вас любит и дарит знаки внимания, и в этом потоке любви и даров надо не утонуть. Искушение постоянно облениться душевно и физически: при гармоничных аспектах 2 дома нужно особенно много сделать внешнему миру и материально, и трудом, только тогда не оскудеет со временем рука, расточающая человеку дары. Пораженный 2 дом не означает отсутствия денег. Это, скорее, часто возникающее ощущение, что их не хватает, а его острота зависит исключительно от внутреннего отношения человека к внешнему миру. Здесь внешний мир не просит (как в гармоничном варианте), а требует внимания человека к себе и тяжелой работы с незначительной внешней отдачей. Не получая этого внимания и служения, внешний мир начинает мстить. Тогда человек начинает ощущать в жизни одни углы, а если вдруг видит что-то, ему соответствующее, вцепляется мертвой хваткой. Пораженный 2 дом может дать патологическую жадность и бессмысленную, саморазрушительную щедрость как гиперкомпенсацию по отрицательному типу (позиция: “раз уж мне не дают то, что мне нужно, разденьте вовсе догола, пусть вам будет хорошо, а я погибну!”). Резкие вкусы. Здесь проработка дает большие возможности самореализации во внешней деятельности, какой именно, укажут квадраты и оппозиции. Предлагается приступить к практической части занятия – рассмотреть свою “финансовую” субличность.
Кому как удобнее, закроем глаза и давайте попробуем увидеть эту вашу субличность в виде дерева. Представьте себе дерево, которое в наибольшей степени похоже на вас в этой роли или в этой субличностной ориентации. Посмотрите на это дерево со стороны. Встаньте от него на расстоянии метров двадцати, посмотрите, как оно выглядит, с верхушки и до корня, осмотрите крону, ствол. Теперь медленно обойдите вокруг дерева, все время присматриваясь к нему, как оно выглядит с южной стороны, затем с юго-западной. Вы его обходите, вы его осматриваете. Подойдите поближе, вдохните запах дерева. Почувствуйте запах его листвы. Посмотрите на формы, которые образует листва. Вы идете дальше вокруг дерева, постепенно приближаясь к границе кроны. Почувствуйте, как меняется запах листвы, как он делается все более насыщенным, дерево, может быть, слегка скрипит, листва шумит. Вы идете под кроной по кругу, вы чувствуете, как дерево все больше обволакивает вас. Вы подходите к стволу, касаетесь его рукой. Обходите вокруг ствола. Потом вы останавливаетесь и обнимаете ствол двумя руками. Прижимаетесь к нему головой. Почувствуйте запах коры. Теперь вы становитесь этим стволом. Вы входите телесно внутрь этого ствола и вырастаете на всю высоту дерева. Ваше туловище слегка покачивается вправо-влево, издавая легкий скрип, ваши ноги делаются корнями, ваши руки делаются ветвями. Ваши волосы и пальцы – это тоненькие веточки, ваши мысли – это листва дерева. А теперь ваше внимание раздваивается: телесно вы остаетесь деревом и в то же время вы отходите от него и смотрите на него со стороны. Глазами вы видите его со стороны, а телесно вы стали деревом, вы слегка покачиваетесь, поскрипываете. В природе холодает, наступает осень. Теряют чувствительность ваши пальцы. Отлетают унесенные ветром ваши пожелтевшие мысли-листочки. Теряют чувствительность корни-ноги, теряют чувствительность туловище-ствол, руки-ветви, пальцы-веточки. Замирают соки, идущие от земли, наступает преддверие зимы; вот подул холодный ветер, замерла почва, облетели последние листья, начинает идти снег. Он заносит вас все больше и больше. Сначала снегом покрывается снование ствола, затем ствол до кроны, потом медленно поднимается сугроб вокруг дерева, а снег все падает, и падает, и падает. Вот дерево уже наполовину занесло снегом, а снег поднимается все выше, метет метель. Снегопад продолжается. Вот уже еле видна самая верхушка, а вот и она покрыта снегом. Вы ничего не чувствуете. Ваш наблюдатель видит лишь голое снежное поле. Проходит неопределенное время. И вот наступает весна. Солнце встает все выше, начинает медленно оседать снег. Он делается сероватым, грязноватым, зернистым. И вот под лучами солнца и под теплым ветром снег начинает таять. И, начиная с верхушки, вы видите, как обнажается ваше дерево. На нем еще пока нет листвы, одни только веточки, но уже появляется чувствительность. Вы чувствуете, как высвобождается ваша голова, верхняя часть дерева. Снег тает дальше, начинают щебетать птички. Снег тает и тает. И вот уже обнажился ствол. Начинается движение соков. Оживают корешки. Вы чувствуете, как легкая дрожь пробегает по всему стволу. Ваш наблюдатель в стороне с удивлением видит, что дерево совершенно изменилось. И вы начинаете обходить его со стороны и видите, какие у него появились новые веточки, какие отпали старые. Набухают почки, вылезают клейкие нежно-зеленые листочки, появляется совершенно новый свежий запах. И вы растете и расцветаете вместе с этим деревом. Вы входите в новую жизнь. Ваш наблюдатель обходит ваше дерево вокруг, телесно вы все еще в нем и вы рассматриваете его со всех сторон. Какие произошли изменения? В изумлении наблюдатель замирает, а вы телесно выходите из дерева, вы с ним разотождествляетесь, ваша голова становится снова вашей головой, ваши руки выходят из ветвей, ваши ноги выходят из корней. Вы медленно отделяетесь от ствола: сначала вы держитесь за него руками, потом вы отводите руки и отходите в сторону своего наблюдателя и соединяетесь с ним. Теперь вы спокойно рассматриваете это дерево и думаете о том, что же ваше внутреннее “я” сказало вам? И в чем вы измелились? Деревья, увиденные участниками медитации: 1. Внешне похожее на липу дерево с зелеными долларовыми купюрами-листьями. Осенний ветер с усилием отрывал листочки, но ветви оказались очень гибкими и с легкостью располагались относительно ствола самым удобным (по погоде) образом. Ощущение дерева под снегом – мягкость и уют. Новая весенняя листва была свежей и тоньше, легче, прошлогодней. В качестве ритуального действия, усиливающего воздействие медитации на физический план, группой было предложено приготовить чай из липового цвета с липовым медом и произвести чайную церемонию, пригласив на нее Доллары. 2. Клен, листва сильная, обильная, но кора ствола немного повреждена. Есть запах. Листва облетела быстро. Под снегом было тепло и комфортно. Весна усилила аромат и принесла не только новые листочки, но и кора ствола стала ровнее, тоньше, “моложе”. Ритуал: найти информацию о канадских долларах и пригласить их в дом. Для встречи – помахать в окошко канадским флагом с кленовым листом. 3. Первое увиденное дерево было сосной, образ захотелось заменить на березу, с которой и проводилась медитация. Образ сосны группа истолковала, как недостаточно мыслей о деньгах (листья – мысли). Ритуал: березовый сок как эликсир. 4. Бук, древний, с поврежденной корой ствола. Южный берег Крыма, море, горы. Возникли сложности с выделением Наблюдателя. Снег не засыпал все дерево, но все окружение сияло красотой и радостью. Весна обновила уставшую кору, которая стала гладкой и ровной. Группа истолковала невозможность увидеть дерево, засыпанное снегом, как невозможность потери контроля над ситуацией. Ритуал: сфотографировать реальное дерево, которое увиделось в ходе медитации. 5. Сухая ветвь в вазе на столе, вызвала срочное желание найти свое дерево. Увиделась туя. Ствол было трудно отыскать, хвоя не облетала (как и положено в природе), но весной пробилась новая хвоя. Ритуал: нарисовать увиденную тую, потрогать ствол у реального дерева. 6. Кипарисовая аллея, которая воспринималась, как не совсем точный образ, но, по-видимому, отражала реальную проблему с наследством, затронутую в ходе предварительного разговора на занятии (кипарис символизирует печать и траур). Возникли трудности с поиском ствола, под снегом было хорошо. Ритуал: пройти по реальной кипарисовой аллее и посоветоваться с деревьями по вопросу, наследства, денег и родственных отношений. Домашнее задание: Поговорить с одним предметом обихода, попробовать почувствовать отношение к себе. |
Тренинг проводила Воропаева Галина (По материалам книг А.Подводного, медитация из книги А.Подводного “Психология и астрология” т.1.) |
Иллюстрация к статье: Альфонс Муха Рекламный постер, 1899 год Зима. Из серии “Сезоны”. 1896 год Посмотреть работы художника можно в галерее |